Вернуться к списку

Московский вокзал


Описание

Общая информация
Московский вокзал (с 1851 до 1924 — Николаевский) расположен в центре города на площади Восстания (на пересечении Невского и Лиговского проспектов). Московский вокзал является полным архитектурным аналогом Ленинградского вокзала в Москве. Здание было возведено в 1847—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, работами по его возведению руководил инженер Р.А. Желязевич. Московский вокзал считается главным вокзалом Санкт-Петербурга и обслуживает поезда прибывающие, с южного и восточного направлений. Одно из основных направлений - Москва - Санкт-Петербург.

Из истории
В середине 19 века, после того как первая российская железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург с Павловском, была построена и начала работать, было решено начать строительство железнодорожной магистрали, связывающей столицу с Москвой. Указ о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом был подписан Николаем I в 1842 году и тогда же решили, что здания вокзалов в этих городах будут одинаковыми.
Строительство вокзалов на конечных станциях этой дороги было поручено архитектору К. А. Тону. В январе 1844 года проект К.А. Тона был утвержден, и по нему началось строительство, закончившееся в 1851 году. Проектируя главный фасад вокзала, Тон воспользовался приемами итальянского ренессанса. О его традициях, прежде всего, напоминают декоративные колонны, расположенные в каждом из двух этажей, и большие "венецианские" окна. Центр сооружения увенчан часовой башней, похожей на те, которые можно видеть на ратушах европейских городов. Новый вокзал, как и вся ветвь железной дороги «Санкт-Петербург - Москва», назвали Николаевским, в честь царя. Сходное по композиции здание Николаевского (Ленинградского) вокзала по проекту К.А. Тона возвели и на другой конечной станции дороги - в Москве, на Каланчевской площади (1844-1851).
В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Были расширены залы ожиданияи построен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. Стены, отделяющие внутренние помещения вокзала друг от друга и от железнодорожных платформ, заменили открытыми арками.В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.
Новая перестройка Николаевского вокзала началась в начале XXвека. В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Был принят проект архитектора В.А. Щуко, строительством руководил инженер А.А. Богородицкий.
После революции в 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. В 1930 году вокзал переименовали в Московский. 10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый фирменный поезд — «Красная стрела». В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания». В 1950—1952 годах по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу со стороны Лиговского проспекта был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».
В 1967 году был открыт новый световой зал (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом. В центре зала установили бюст В.И. Ленина работы скульптора Леонида Месса, который в 1993 году был заменен на бюст Петра Первого.
При подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году Московский вокзал отреставрировали и была введена автоматизированная система контроля проезда пассажиров электричек. В 2005 году здание перекрашивается в свой первоначальный песочный цвет.

Как добраться?

  • Метро

    Площадь Восстания


Витебский вокзал
Ладожский вокзал
Финляндский вокзал
Балтийский волзал
  • 2014-04-09
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы