Вернуться к списку

Царское Село (историческая справка)


Описание

Царское Село (историческая справка)


25 километров отделяют Санкт-Петербург от Царского Села – парадной летней резиденции российской царствовавшей династии.
Наименование местности в окрестностях будущей резиденции на языке финно-угорских племен, занимавших эту территорию с 4-5 тысячелетия до нашей эры, звучало как "Saar» что и на современном ижорском языке означает «остров». Возможен вариант «Sar» - осока. В российских документах начала 16 века употреблялось название «Сариц», а в период шведского завоевания 1609 - 1702 небольшое поместье именовалось как Sarishoff (шведский) или Saari mois (финский). Со времени завоевания этих земель в Северной войне употреблялось наименование Сарская мыза или Сарское село, которое к 1880 года трансформировалось в Царское Село.
Первым упоминанием о владении поместья царской семьей является письмо А.Д.Меншикова Копорскому коменданту Л.Думашеву от 24.06.1710 г. о повелении Петра I «отдать Катерине Алексеевне в копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи».

Царское Село (историческая справка)

А.Г. Овсов Портрет Екатерины I. Середина 1720-х г.г.

Сарская мыза занимала площадь в 167 десятин, из них на усадьбу приходилось 2 десятины, на пахотные земли – 62 и на сенокос – 103. К 1716 году царское поместье состояло уже из 6 мыз, территория которых принудительно заселялась русскими крестьянами, а с 1717 началось строительство первых небольших двухэтажных «каменных палат» и посадка парка. С созданием загородной царской резиденции появилась слобода дворцовых служителей, храм Успения Богородицы и мыза приобрела статус села Сарского.
Царственные владельцы резиденции по разному относились к ее развитию и совершенствованию. Наиболее масштабные работы были произведены при Елизавете I и Екатерине II. В 19-20 веках проводилось лишь совершенствование интерьеров дворцов и строительство отдельных парковых сооружений.

Царское Село (историческая справка)

Артемьев П. А.; Внуков Е.Т.; Челнаков Н.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. 1761.

В 1727 году Сарское село унаследовала дочь Екатерины I, Елизавета Петровна, будущая императрица. Взойдя на престол, она несколько раз перестраивала дворец, пока в 1752 года не поручила его реконструкцию и расширение обер-архитектору императорского двора Бартоломео Франческо Растрелли.

Царское Село (историческая справка)

И. АРГУНОВ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

В течении четырех лет было создано 325-метровое здание, вид которого стал олицетворением русского барокко. На северной стороне дворца возвышалась пятиглавая Дворцовая церковь, парадный вход южной стороны украшал объемный купол со шпилем. На золоченые орнаменты, купола и внутренние украшения пошло более 100 килограммов листового золота. Основной лазоревый цвет дворцовых стен перемежался белыми колоннами, фигурами атлантов, кариатид и иными лепными формами. Особенность внутренней архитектуры было ранее не применявшееся в России анфиладное расположение парадных залов и комнат на всю длину дворца.

Царское Село (историческая справка)

Е. Е. Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905 г.

Старый сад, основанный еще при Петре I, бал значительно расширен, в нем появились павильоны «Эрмитаж», «Грот» и каменная Катальная гора.
В период правления Екатерины II, бывшее Сарское село стали называть Царским. Влияние императрицы на его облик состояло из двух этапов – «китайский период» (1762-1773) и «античный» до 1796 г.
Параллельно с постройкой и оформлением «Китайского» дворца в Ораниенбауме , «мир восточных грез» воплощался и Царском селе.
Парадным въездом на территорию резиденции императрицы стала арка высотою в 7 метров , открывавшая собою туннель в искусственной насыпи «Большой Китайский каприз» , на вершине которой стояла беседка в «китайском» стиле.

Царское Село (историческая справка)

В.П. Лангер. Большой каприз. Ок. 1820 г.

За туннелем открывался вид на Китайский городок, Китайскую деревню, Китайскую оперу, шесть китайских мостов и павильонов. Предполагалось, что эта экзотика удивит и ошеломит приезжающего, подготовив его к приближению вершине власти, где переставали действовать обыденные правила. Лишь значительно позже выявилось, что с Китайской деревней получилась несуразица. Дворцовый архитектор Антонио Ринальди, проектировал городок, основываясь на французской гравюре, изображавшей парковую постройку в окрестностях Пекина. Это сооружение возвели как вид европейского города в понимании китайских царедворцев.
После «китайских грез» императрице захотелось «выстроить… греко-римскую рапсодию в моём Царскосельском саду». Разработанные мэтрами Французской Академии художеств проекты античных домов императрица не одобрила, однако замечание академика Клериссо о том, что римских термах (общественных банях) существовали наиболее возвышенные формы духа античности ей понравилось. Из Лондона немедленно был приглашен известный своими обширными исследованиями древнеримских бань Чарльз Камерон.
Построенное им у южной оконечности Екатерининского дворца двухэтажное здание представляло собою собирательный образ греко-римских терм. На первом этаже, облицованным камнем «под старину» находились залы и комнаты для водных процедур по античному образцу, а на светлом и легком втором – шесть помещений для отдыха и развлечений. В ходе строительства архитектору пришлось заново разработать убранство второго этажа, так как императрица в соответствии с новой волной европейской архитектурной моды пожелала отделать два зала цветным полированным камнем – уральской и алтайской яшмой. Камнерезам пришлось довести до зеркального блеска около 200 квадратных метров стенных панелей, наличников и карнизов. Эти помещения, названные Агатовыми комнатами, стали рабочими кабинетами Екатерины II, в них она занималась государственными делами и литературным творчеством.

Царское Село (историческая справка)

Л. Премацци. Вид на Камеронову галерею и Агатовые комнаты. 1859 г.

Чарльзу Камерону удалось осуществить еще одно масштабное пожелание императрицы – создать античную галерею для прогулок и возвышенных бесед. Нижний этаж из грубого камня послужил основанием для 44 колонн белоснежного второго яруса. Его центральный зал , благодаря увеличенным оконным проемам, кажется совершенно прозрачным. В 1880-1790 годах на галерее были установлены бронзовые копии бюстов великих мыслителей древности, исторических и мифологических героев, которые заменялись в соответствии с политическими настроениями царицы.

Царское Село (историческая справка)

Ж.Б. де ла Траверс. Царское Село. Лестница Камероновой галереи. 1786г.

Увлечения античной архитектурой соединялись с увековечиванием побед российской армии в турецких войнах. Екатерина II писала: "Когда война сия продолжится, то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку, после каждого славного воинского деяния воздвигается в нём приличный памятник. Битва при Кагуле... возродила в нём обелиск с надписью... морское сражение при Чесме произвело в великом пруде Ростральную колонну, взятие Крыма и высадка войск в Морее ознаменованы равным образом на других местах... Ещё приказала я построить в лесочке храм Памяти, где все события в оную войну бывшие представлены на медальонах".

Царское Село (историческая справка)

В.Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царском Селе.

За Ростральной колонной был построен собор Святой Софии, напоминавший константинопольский, что означало падение в будущем турецкого государства и создание Греческой империи как преемницы Византийской.
В 1796 году было завершено строительство Нового Царскосельского дворца, впоследствии Александровского. По желанию императрицы дворец по проекту итальянского архитектора Джакомо Кварнеги создавался для ее любимого внука, великого князя Александра Павловича, однако наибольшим его почитателем стал последний российский император Николай II.

Царское Село (историческая справка)

А. Горностаев. Александровский дворец в Царском Селе. 1847г.

При нем дворец превратился в постоянное место проживания царской семьи, оснащенное новейшим по тем временам техническим оборудованием – телефоном, лифтом, пожарной сигнализацией, водопроводом, отоплением и многим другим.
И именно из Александровского дворца, 1 августа 1917 года, император с семьей был отправлен в ссылку в далекий Тобольск, откуда никому из них не пришлось вернуться назад.

А. Лудковский

Царское Село (карта-схема и информация)
Екатерининский дворец [1]
Холодная баня, Агатовые комнаты [2]
Камеронова галерея [3]
Верхняя ванна [4]
  • 2014-05-02
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 0

Отзывы