Вернуться к списку

Крейсер "Аврора"


Описание

Крейсер «Аврора» - старинный крейсер с тремя высокими трубами уже давно стал неотъемлемым символом города на Неве. Среди 49 кораблей-музеев мира (8 российских) «Аврора» является единственным сохранившимся представителем класса бронепалубных крейсеров конца 19 - начала 20 века.

23 мая 1897 года в Санкт-Петербурге проводятся торжества, посвященные закладке трех крейсеров типа «Диана». В основу проектных требований был заложен компромисс между относительно небольшими крейсерами для разведывательной службы при эскадре и океанскими рейдерами, способными перехватывать коммерческие суда в случае войны с Великобританией. В строй корабль вступил после окончания ходовых испытаний 18 сентября 1903 года, на два года позже своих «сестер».

Крейсер "Аврора"

Три паровые трехцилиндровые машины развивали мощность в 11971 лошадиных сил, что обеспечивало максимальную скорость в 19,2 узлов (35,6 километров в час). Вооружение состояло из восьми 152 мм орудий.

В историю отечественного кораблестроения, крейсера типа «Диана» вошли как не самые пригодные и надежные для боевого использования. Как следствие несогласованности обводов корпуса, водоизмещения и мощности машин не достигалась проектная скорость в 20 узлов, было установлено явно недостаточное число крупнокалиберных орудий. Как и любой компромисс, крейсера не стали ни быстроходными разведчиками, ни океанскими рейдерами. Но главным фактором оказалось отчетливое моральное устаревание в отношении российских крейсеров аналогичного назначения, построенных по программе 1898 года.

Крейсер "Аврора"

После начала военных действий русско-японской войны, «Аврора» была включена в состав 2 Тихоокеанской эскадры, и 2 октября 1904 года отправилась на Дальний Восток. Утром 14 мая 1905 года эскадра под командованием вице-адмирала З.П.Рождественского достигла Корейского пролива, где началось печально известное Цусимское сражение. «Аврора» входила в отряд крейсеров под командованием контр-адмирала О.А.Энквиста, и в начале боя участвовала в отражении атак японских крейсеров на транспортные суда. К вечеру, наступившие сумерки и атаки японских миноносцев рассеяли эскадру. Группы кораблей и отдельные суда продолжали следовать курсом на Владивосток. «Аврора» с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» не смогли преодолеть заслоны миноносцев и к утру повернули на юг. Выйдя из Корейского пролива, испытывая недостаток угля и имея существенные боевые повреждения, по решению командира отряда контр-адмирала О.А.Энквиста, крейсера направились в порт Манила на Филиппинских островах, где до конца войны были интернированы властями США.

Крейсер "Аврора"

В ходе боя крейсером было получено 21 снарядное попадание в борта, надстройки и палубу. Сражение послужило причиной смерти 24 человек, 74 было ранено. В Маниле «Аврора» пробыла в ремонте 4 месяца, после чего вернулась на Балтику.

До 1914 года крейсер использовался как учебный, на нем совершались походы по Балтийскому морю, Средиземному, в Таиланд и на остров Ява.

В середине августа 1914 года крейсер «Аврора», после 10-летнего перерыва был снова введен в состав боевого флота, во 2-ю бригаду крейсеров, в которую входили устаревшие корабли, участники русско-японской войны. Летом 1916 года крейсер привлекался к содействию сухопутный войскам в Рижском заливе, обстреливая германские позиции, а осенью стал на долговременный ремонт, продолжавшийся на Франко-Русском заводе Петрограда до ноября 1917 года. По требованию Военно-революционного комитета в ночь на 25 октября «Аврора» была выведена на фарватер Невы. Выстрел холостым зарядом с крейсера «Аврора» был произведен в 21.40 25 октября уже во время штурма Зимнего дворца.

В течение Гражданской войны с крейсера были сняты все орудия для вооружения речных плавучих батарей, а корабль был поставлен на долговременное хранение. В 1922 году, «Аврору» признали пригодной для использования в качестве учебного корабля – сказался ремонт семнадцатого года. До 1930 года было совершены учебные походы в Архангельск, Кильскую бухту, Копенгаген и Свинемюнде, после чего изношенный крейсер стал несамоходной учебной базой.

Во время Великой Отечественной войны «Аврора» находилась в Оранниебауме. С корабля, были сняты все крупнокалиберные орудия, вследствие многочисленных повреждений от артиллерийских обстрелов он сел на грунт и был оставлен экипажем.

Крейсер "Аврора"

По решению Ленинградского городского Совета «Аврора» была восстановлена в качестве музея-памятника. Ремонт продолжался с 1944 по 1948 год, причем в 1945 году «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме.

В настоящее время крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея. Посетителям представляется уникальная возможность ознакомиться с вооружением корабля, осмотреть ходовую и боевую рубки, старинные котлы и паровые машины. Экспозиция корабельного музея посвящена историческому пути «Авроры» и людей, связавших с ней свою судьбу.

А. Лудковский

Информация

  • Время работы

    11:00 до 18:00, касса прекращает работу в 17:00
    Выходные дни - понедельник и вторник

  • Цена билета

    400 руб.

  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью


Схема


Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 3


Как добраться?

  • Метро

    Горьковская

  • Как добраться

    От станции метро «Горьковская» идти в сторону Невы по Каменноостровскому проспекту, у Троицкого моста повернуть направо и идти по Петровской набережной до крейсера «Аврора».

На карте


Центральный Военно-морской музей
Крепость Орешек
Особняк Румянцева
Музей петербургского авангарда (дом Матюшина)
Музей С.М. Кирова
  • 2016-08-01
  • 0
  • 5
  • Голосов: 2
  • 5

Новости:

Отзывы