Вернуться к списку

Государственный Эрмитаж


Описание

Государственный Эрмитаж – величайшая сокровищница мирового искусства, коллекции которой формировались в течении 18-19 веков. Основные экспозиции всемирно прославленного музейного комплекса разместились в пяти дворцах, возведенных выдающимися архитекторами 18-19 веков. В Государственном Эрмитаже интересно все - и искусство Древнего Египта (Египетский зал), и живописное наследие Европы эпохи Возрождения (зал № 214, полотна Леонардо да Винчи), и полные сиюминутного мировосприятия вечно изменяемого мира полотна импрессионистов и постимпрессионистов конца 19-го, начала 20-го веков.


Зимний дворец. История.


В начале славных дел, следом за основанием и началом строительства Петропавловской крепости на Заячьем острове на правом берегу Невы, напротив, на левом берегу в 1708 году царь Петр I повелел построить Зимний дворец. Для удобного и быстрого попадания в «Зимние палаты» водным путем слева от нового строения была прорыта Зимняя канавка, соединявшая Неву с рекой Мойкой. В 1711 – 1712 годах в связи с венчанием Петра I с Екатериной Алексеевной первый Зимний дворец по проекту архитектора Доменико Трезини был перестроен в более торжественные «Свадебные палаты».


Государственный Эрмитаж

Зимний дворец Петра I. Гравюра XVIII века

Строительство третьего каменного Зимнего дворца Петра I.


В 1716 – 1720 годах по повелению царя Петра I архитектор Г. И. Маттарнови перестраивает «Свадебные палаты» в двухэтажный каменный Зимний дворец в стиле петровского барокко, в стенах которого император провел последние годы своей жизни. Большому залу Зимнего дворца была уготована грустная роль стать «Погребальным».


Государственный Эрмитаж

Зимний дворец при правлении Анны Иоанновны. Гравюра XVIII века

Новый Зимний дворец императрицы Анны Иоанновны.


После смерти Петра I, при императрице Екатерине I проводятся работы по переустройству дворца Петра I. Однако масштабы и уровень убранства больше не устраивают племянницу Петра I новую императрицу Анну Иоанновну. При ее правлении в 1732 году царская резиденция переезжает в просторные пышные палаты генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, которые располагались слева от дворца Петра I за Зимней канавкой. Императрица Анна Иоанновна издает указ перестроить и расширить Зимний дворец. Новый императорский дворец на берегу Невы восхищает современников своими размерами и роскошью.


Зимний дворец при императрице Елизавете Петровне.


Наступил великолепный и изысканный век императрицы Елизаветы Петровны. В соответствии с новыми представлениями о законах красоты и соответствия архитектурного и художественного сопровождения царственного статуса новой самодержецы в1754 году указ императрицы дает начало проекту нового Зимнего дворца – роскошного архитектурного сооружения в стиле так называемого «Елизаветинского барокко». Гениальный итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растелли создал тот шедевр мирового зодчества 18-го века, который является одним из главнообразующих элементов современного облика исторического центра Санкт-Петербурга.


Государственный Эрмитаж

Вид на Зимний дворец со стороны Невы. Гравюра второй половины XVIII века

Золотой век Екатерины II. Начало создания Эрмитажной коллекции.


В период царствования императрицы Екатерины II было положено начало создания эрмитажной коллекции произведений западноевропейского искусства. Первые 225 живописных полотен легли в основу большого собрания шедевров изобразительного искусства и артефактов разных исторических эпох, начиная с глубокой древности до наших дней.


Государственный Эрмитаж

Портик с Атлантами. Новый Эрмитаж

Для экспонирования произведений искусства императрица повелела построить Малый Эрмитаж, а когда помещения галереи перестали вмещать все многообразное наследие мировой и европейской культуры была реализована высочайшая воля для строительства Большого Эрмитажа.


По поручению Екатерины архитектор Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра, в объем которого был встроен сохранившийся первый этаж бывшего дворца Петра I. Отныне в здании Эрмитажного театра проводились театральные спектакли.


Эрмитажная коллекция при императоре Александре I.


Отечественная война с Наполеоном 1812 – 1814 годов заканчивается победой России. Император Александр I во главе российской армии с триумфом вступает в Париж. После возвращения императора Эрмитаж пополнился новой коллекцией из галереи Мальмезонского дворца, приобретенной им у наследников Жозефины Богарне.


Императорский музей Эрмитаж при императоре Николае I.


В 1826 году в парадной части Зимнего дворца была создана Военная галерея 1812 года, посвященная военачальникам и героям отечественной войны с Наполеоновской Францией.


При опустошительном пожаре 1837 года были утрачены исторические интерьеры Зимнего дворца. Однако Эрмитажная коллекция была спасена.


При грандиозных восстановительных работах Зимнего дворца по высочайшему повелению императора рядом возводится монументальное здание Нового Эрмитажа, специально предназначенное для размещения экспонатов Эрмитажных коллекций живописи, артефактов античного искусства.
В1852 году был открыт первый в России музей художественного мирового искусства.


Развитие Эрмитажной коллекции при императоре Александре II.


В период царствования императора Александра II коллекция Эрмитажа на ряду с другими приобретениями пополняется двумя шедеврами мирового значения – это картина Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" и картина Рафаэля Санти "Мадонна Конестабиле".


Государственный Эрмитаж

Рафаэль Санти "Мадонна Конестабиле"

Новые приобретения в Эрмитажную коллекцию при императоре Александре III.


Музейные экспозиции Нового Эрмитажа были пополнены коллекцией западноевропейского художественного оружия XV-XVII веков, она была переведена сюда из Царскосельского Арсенала.


К 1852 году в постоянной экспозиции находились произведения искусства, начиная с Древнего мира до современной тому времени эпохи середины XIX века.


Главное приобретение в Эрмитажную коллекцию при императоре Николае II.


В 1914 году коллекцию Эрмитажа украсил один из шедевров гениального художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи "Мадонна с Младенцем" ("Мадонна Бенуа").


Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи "Мадонна с Младенцем" ("Мадонна Бенуа")

Государственный Эрмитаж в советский и постсоветский периоды.


В 1917 году при новой власти все коллекции изобразительного искусства были национализированы. Все здания входившие в комплекс Зимнего дворца и находящиеся там предметы изобразительного искусства Эрмитажной коллекцией были объявлены государственным музеем.


В 20–30 годы Эрмитаж пополняется множеством новых экспонатов за счет передачи произведений из национализированных частных коллекций и музеев.


В 1941 году в начале Великой Отечественной войны было принято решение эвакуировать коллекцию Эрмитажа в Свердловск, но всвязи с тем, что Ленинград оказался в блокадном кольце, удалось вывезти только часть собрания. Ценой героических усилий работников музея оставшаяся часть коллекции была полностью сохранена. После войны, 8 ноября 1945 года вывезенную коллекцию возвращают с Урала в Ленинград.


В послевоенное время коллекция Эрмитажа продолжалась пополняться за счет новых поступлений. Музей становиться одним из главных реставрационных, экспертных и научно-исследовательских центров страны.


В наши дни Государственный Эрмитаж объединяет группу музеев на территории Санкт-Петербурга и имеет свои филиалы по России и за рубежом.


Постоянные экспозиции Государственного Эрмитажа.


Главный комплекс Эрмитажа формировался в течение XVIII – XIX веков и состоит из шести зданий, построенных в разные исторические эпохи. Музейные экспонаты и интерьеры расположены в Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже, Эрмитажном театре и Запасном доме. Часть музейных экспозиций расположена в восточной части здания Главного штаба.


Государственный Эрмитаж

Зал Античного искусства

Античный мир.


Более 106 тысяч исторических артефактов, начиная с Эгейской цивилизации (3 тысячи лет до н. э.) до периода заката Древнего Рима (4 век н. э.) отображают все разнообразие и самобытность культур Древней Греции, Древнего Рима, Этрурии, Северного Причерноморья. Коллекция искусства Античного мира расположена в здании Нового Эрмитажа

.

Искусство Востока.


Коллекции, посвященные искусству Востока, насчитывают более 180 тысяч экспонатов и знакомят с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Перед взорами посетителей предстанут уникальные артефакты доисламского мира, древнего Армянского царства, Колхиды, стран Индокитая, Монгольской империи. Экспозиция, посвященная культуре средневековой Японии вызывает особый интерес.


Государственный Эрмитаж

Большой Итальянский просвет. Экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков

Искусство Европы.


Экспозиции западноевропейского искусства составляют самую значительную часть эрмитажных коллекций и подразделяются на тематические разделы по странам и временным периодам.


Голландская живопись.


В залах Нового Эрмитажа представлены образцы Голландского изобразительного искусства 17-го века. Живописное наследие составляют работы гениального художника Рембрандта Харменса Ван Рейна. Пейзажная живопись представлена работами Якоба Рейсдала и Яна ван Гойена, бытовые сюжеты – работами Яна Стена, Питера де Хоха, Герарда Терборха и Адриана ван Остаде. Поражает реалистическая манера в изображении животных и птиц анималиста Пауля Поттера.


Фламандская живопись.


В здании Нового Эрмитажа размещена одна из самых крупных в мире коллекций Фламандской живописи, представляющая собой «золотой век» Европейского искусства. Работы принадлежат кисти великих мастеров Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса и отражают своем творчестве различные направления в изобразительном искусстве: библейские и античные сюжеты, портреты и пейзажи.


Государственный Эрмитаж

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Живопись Нидерландов 15-16 веков.


Экспозиция живописи Нидерландов 15–16 веков, расположенная в залах Малого Эрмитажа, представляет изобразительное наследие в период становления и развития больших стилей и духовного развития европейского общества. Назовем только некоторые шедевры изобразительного искусства Нидерландов этого периода. Живопись 15 столетия представлена работами: диптих «Троица. Мадонна с Младенцем у камина» кисти Робера Кампена, живописное полотно «Святой Лука, рисующий Богоматерь» кисти Рогира Ван дер Вейдена, Триптих на библейскую тему Гуго Ван дер Гуса, работы выдающихся живописцев Фландрии Лукаса ван Лейдена, Дирка Якобса, Яна Госсарта, Иоахима Патинира, Адриана Томаса Кея и Питера Артсена.


Итальянское искусство эпохи Возрождения.


После длительного исторического периода средневековья пришло время бурного развития южной и центральной Европы. Экономический подъем Италии совпал с периодом грандиозных археологических находок, открывших всему европейскому сообществу великое искусство древнегреческой культуры, основными принципами которой были внимательное наблюдение за натурой, изучение ее, а потом на основе полученных знаний, человеческого мастерства и таланта создавать высокие образцы изобразительного искусства в области архитектуры, скульптуры, декоративного искусства. В центре всего эллинистического мира были принципы и каноны в изображении человека, стремление приблизиться к его реалистическому облику, поиску идеальных форм и попытке отразить глубину внутреннего мира.


Археологические артефакты, найденные в Италии в 12-13 веках дали толчок к развитию нового образа мыслей просвещенных и талантливых людей. Это время было названо эпохой Возрождения.


Итальянское искусство эпохи Возрождения (13-16 века).


Экспозиция итальянского искусства эпохи Возрождения расположена на втором этаже Старого Эрмитажа. «Крест с изображением распятия» кисти живописца Уголино ди Тедиче из Пизы относится ко второй половине 13-го века. Уникальные полотна выполнены такими мастерами раннего Возрождения, как Симоне Мартине, Фра Филиппо, семья делла Роббиа. Период позднего Возрождения представлен работами таких гениальных мастеров этого времени, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Андреа дель Сарто, Филиппино Липпи.


«Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи (1452-1519).


Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Уникальность работ гениального итальянца состоит в том, что других работ мастера на тему изображения мадонны с младенцем больше не сохранилось. Глубоко сакральным религиозным смыслом и необыкновенно тонкой, лиричной живописной канвой, которой овеяны ясные светлые образы, изображенные на небольших по размеру полотнах, наполнены эти произведения искусства. Мастер ведет речь с каждым, кто смотрит на его живописные работы о вечных темах материнства, любви, смысла жизни.


Полотна «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» расположены в 214-м зале Эрмитажа.
Картина «Мадонна Литта», переведенная с деревянной поверхности на холст, была приобретена императором Александром II для коллекции Эрмитажа в 1865 году.
Картина «Мадонна Бенуа», написанная на доске и позднее переведенная на холст, была приобретена императором Николаем II для музейной эрмитажной коллекции в 1914 году.


Итальянское искусство позднего Возрождения (16-18 века).


Экспозиция произведений искусства эпохи позднего Возрождения расположено на втором этаже Нового Эрмитажа.
Скульптура «Скорчившийся мальчик» гениального итальянского художника и скульптора Микеланджело Буонарроти была приобретена для эрмитажной коллекции императрицей Екатериной II.


Государственный Эрмитаж

Караваджо «Юноша с лютней»

Живописные полотна «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство» являются образцами раннего творчества Рафаэля Санти.


Картина «Юноша с лютней» - одна из лучших работ невероятно тонкого по осмыслению человеческой натуры, виртуозного в своем художественном мастерстве живописца Караваджо.


Надворную анфиладу Нового Эрмитажа украшают точные копии росписей, созданных великим Рафаэлем в Римском Ватикане.


В экспозиции, посвященной искусству позднего Возрождения представлены лучшие образцы декоративно-прикладного искусства этого времени.


Венецианская школа живописи.


Искусство живописной школы Венеции представлено в экспозиции, расположенной на втором этаже Большого Эрмитажа.


Особый интерес представляют собой живописные полотна Тициана разных периодов творчества великого мастера эпохи Возрождения. Полотна «Бегство в Египет», «Святой Себастьян», «Кающаяся Мария Магдалина» раскрывают все разнообразие изобразительных приемов и сюжетное многообразие, непревзойденное мастерство великого колориста.


Живописные полотна Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Чимы да Конельяно, портретистов Доменико Каприоло, Лоренцо Лото, Пальмы Старшего являются примерами высокого уровня изобразительного искусства Венецианской школы.


Испанская живопись 16-19 веков.


Изобразительное искусство Испании 16-19 веков отличается своеобразным национальным колоритом, основанном на великих традициях большой эпохи Возрождения в сплаве с многоликой и разнообразной культурой народов, населявших Испанию в этот период.


Государственный Эрмитаж

Диего Веласкес «Завтрак»

Эрмитажная коллекция является одной из лучших в Европе, ведь живописные полотна таких выдающихся мастеров, как Хуан Пантоха де ла Крус и Алонсо Санчес Коэльо, Луис де Моралес, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран являются высшим драгоценным фондом художественного наследия Испании.


Живописное полотно кисти гениального художника Эль Греко, открывшего в своем творчестве новые взгляды на человека, религиозного познания мира и возможности изобразительного искусства, представлены работой «Апостолы Петр и Павел».


Отдельно от всего традиционного испанского искусства, каноны которого сложились за 300 лет, искусство Франсиско Гойи является творческим прорывом в осмыслении главных вопросов человечества: месту человека и красоты в настоящем мире, вопросам борьбы добра и зла.


Живописное полотно «Портрет актрисы Антонии Сарате» дает представление о высочайшем уровне мастерства художника и умении раскрыть сложный внутренний мир человека.


Английское искусство 16-18 веков.


Экспозиция, посвященная изобразительному искусству Англии, расположена на втором этаже в здании Зимнего дворца. При посещении Эрмитажной коллекции можно познакомиться с живописным наследием таких выдающихся художников, как Джордж Ромни, Генри Реберн, Годфри Неллер.


Особое место занимают полотна «Портрет дамы в голубом» кисти Томаса Гейнсборо и «Младенец Геракл, удушающий змея» кисти Джошуа Рейнольдса.


Государственный Эрмитаж

Джошуа Рейнольдс «Младенец Геракл, удушающий змея»

Постоянные экспозиции в здании Главного штаба Эрмитажа.


Постоянные экспозиции современного искусства расположены в левом крыле здания Главного штаба, начиная от Триумфальной арки до набережной реки Мойки.


Французская живопись 19-го века представлена в музейном комплексе, расположенном на четвертом этаже здания Главного штаба. Направление в истории развития мирового изобразительного искусства конца 19-го века, зародившееся и получившее свое самое яркое развитие во Франции, получило название импрессионизм.


Посетив галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, можно познакомиться с живописными полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сислея.


Отдельные залы экспозиции посвящены творчеству Огюста Ренуара и Поля Сезанна.


Период в развитии искусства, названный постимпрессионизмом, представлен работами Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо.


Государственный Эрмитаж

Анри Матисс «Танец»

На втором этаже здания Главного штаба расположена экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству эпохи модерн конца 19-го – начала 20-го веков.


В отдельных залах расположены музейные экспозиции, рассказывающие о работе МИДа Российской империи, которое исторически работало в этой части Главного штаба.


На третьем этаже здания Главного штаба расположено три постоянных экспозиции. Первая из них посвящена живописному наследию русских художников 19-го – начала 20-го веков. При посещении выставок можно познакомиться с творчеством таких выдающихся русских художников, как Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин.


Вторая экспозиция посвящена военным реликвиям и историческим артефактам, принадлежащим русской гвардии в 18-м веке. Можно увидеть настоящий мундир царя Петра I, являвшегося офицером Лейб-Гвардии Преображенского полка.


Третья экспозиция посвящена ювелирному искусству Российской империи конца 19-го века, представленная предметами ювелирного, камнерезного, эмальерного дела на примере лучших образцов мастерской Карла Фаберже.


Государственный Эрмитаж

"Восковая персона" скульптурный портрет императора Петра I. Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I


В здании Эрмитажного театра, в подвальном помещении, расположен мемориальный музей «Зимний дворец Петра I» - это сохранившаяся часть на уровне фундамента каменного Зимнего дворца Великого императора.


В этих помещениях разместилась уникальная экспозиция, посвященная императору Петру I и его времени. В помещениях воссозданы интерьеры и обстановка Петровской эпохи, уникальные предметы быта, мебель и одежда. Главным экспонатом мемориала является восседающий на троне император Петр I ("Восковая персона" - созданный после смерти скульптурный портрет государя).


Известные экспонаты


Информация

  • Время работы

    вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье:
    10.30-18.00
    среда -10.30-21.00
    выходной день - понедельник
    кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея

  • Цена билета

    400 руб.

  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью


Схема

Схема Первого этажа экспозиции Государственного Эрмитажа Схема Второго этажа экспозиции Государственного Эрмитажа

Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 38

    Телефон

    +7 (812) 710 90 79

  • Официальный сайт

    www.hermitagemuseum.org


Как добраться?

  • Метро

    Адмиралтейская

  • Как добраться

    Метро «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор»
    Наземные станции городского транспорта: Остановка "Государственный Эрмитаж"
    Троллейбусы: 1, 7, 10, 11
    Автобусы: 7, 10, 24,191
    Автобусы-экспрессы: 187

На карте


Летний сад
Михайловский замок (Инженерный)
Строгановский дворец
Музей и галереи современного искусства «Эрарта»
Музей-квартира А.И. Куинджи
  • 2014-09-18
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы