Вернуться к списку

Васильевский остров (часть вторая)


Описание

Вернёмся к 7 линии и двинемся дальше вверх по течению. Небольшой желтый дом под номером 21 на Университетской набережной был построен Доменико Трезини. Выдающийся архитектор – первый главный архитектор города построил его для себя. Здание многократно перестраивалось после смерти хозяина. И вот перед нами огромное здание Академии художеств. В этом здании, построенном Валлендом Деламотом и Кокориновым, учились самые известные русские художники, скульпторы, архитекторы. И сегодня здесь учатся будущие знаменитости. В Академии располагаются интересные музеи, и если вы не торопитесь – посетите их. Вы увидите модели известных петербургских зданий и студенческие работы выдающихся художников. Учившихся в Академии художеств.
Напротив входа в Академию художеств в величественной позе застыли гранитные сфинксы. Это старейшие статуи Петербурга, ведь им около 3500 лет. Привезённые в 1830 году в Петербург из Египта, они выглядят здесь абсолютно органично, т.к. асуанский гранит, из которого их вырезали, очень похож на финский гранит, которым отделана набережная и пристань.

Васильевский остров (часть вторая)

Вид на Неву со стороны пристани с Египетскими сфинксами.

Летом, спустившись к воде по пандусу, расположенному рядом, вы можете сесть на кораблик, который доставит вас к пристаням, находящимся выше по течению. Плывёте вы дальше или идёте пешком, вашему взору откроются Румянцевский садик с обелиском Победам Румянцева-Задунайского, поставленным архитектором Винченцо Бренна. Несколько лет назад в саду появились бюсты выпускников Академии художеств Репина и Сурикова.
Пройдя далее, вы оказываетесь у Меншиковского дворца. Александр Данилович – человек огромного таланта и ближайший друг Петра I был фигурой неоднозначной. Выйдя из самых народных низов, он стремился в невероятной роскоши и богатстве забыть своё прошлое. Посему, дворец первого губернатора Петербурга был больше и богаче Зимнего дворца Императора. Иногда Пётр I проводил важные мероприятия во дворце своего приятеля, так как его залы могли вместить больше народу, чем залы императорского дворца.

Васильевский остров (часть вторая)

Вид через Неву не Меншиковский дворец.

На протяжении нескольких десятилетий отреставрированный дворец является филиалом Эрмитажа. Как Эрмитаж, он открыт ежедневно, кроме понедельника. Двигаясь дальше, мы пройдем мимо немного странного выступа набережной. Это остатки въезда на располагавшийся когда-то на этом месте наплавной мост. Рядом в конце ХХ века установлена гигантская гранитная книга с цитатой из А.С. Пушкина. Напротив этого сооружения располагается трехэтажный дворец Петра III. Этот император чуть не погубил город, перенеся столицу в Москву. Но жизнь его была очень недолгой и Анна Иоанновна, взошедшая после него на трон, вернула столицу в «град Петров». Сейчас дворец занимают Филологический и Восточный факультеты СПбГУ. Мы бы рады посоветовать вам заглянуть во двор Филфака буквально уставленный множеством статуй, но строгие «тётеньки» из охраны не пускают никого без пропуска.
Поэтому двинемся дальше. В маленьком двухэтажном домике рядом с дворцом – «Ректорском флигеле» родился Александр Блок. Здание построено в середине XIX по проекту А.Ф. Щедрина и стилизовано по петровское барокко, т.к. примыкает к знаменитому зданию Двенадцати коллегий.

Васильевский остров (часть вторая)

Здание Двенадцати коллегий.

К Неве обращён узкий боковой фасад, т. к. главный, протянулся на сотни метров вдоль Менделеевской линии. По замыслу Петра Iв этом здании должны были разместиться 10 коллегий, а также Сенат и Синод. Перед ними был прорыт канал, и огромная площадь перед зданием должна была стать административным центром города. После смерти Петра центр сместился на левый берег Невы.
Здание состоит из 12 одинаковых корпусов, украшенных пилястрами, наличниками и фигурными фронтонами и соединённых в единый фасад. Автор проекта – Доменико Трезини построивший также Летний дворец Петра и собор Св. Петра и Павла (в просторечии Петропавловский). Сейчас здание в 12 коллегий располагается Санкт-Петербургский Государственный университет. Перед главным входом несколько лет назад установили Памятник универсантам. Скульптура М.В. Белова смотрится достаточно эффектно, но только если вы не видели парящих ангелов Карла Миллеса – блистательного шведского скульптора 1-й половины ХХ века.

Васильевский остров (часть вторая)

Памятник М. В. Ломоносову.

Не могу здесь не сказать и о том, что вполне добротный памятник Ломоносову в начале Менделевской линии (скульпторы Свешников и Петров) поставленный в советские годы, когда мы никуда из страны не выезжали, вспомнился мне во Флоренции у памятника Филиппу Брунеллески. Русский ученый сидит точно в такой же позе, как выдающийся флорентийский архитектор.
Чтобы не быть злопыхателем, обращу ваше внимание на прекрасный памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову, стоящий на площади Сахарова между зданием 12 коллегий и Библиотекой академии наук. Скульптор Левон Лазарев изобразил великого ученого и политика в современной манере. Это не «наглядное пособие для школьников». А художественное творение, отображающее сильный дух слабого телом, немолодого человека. При взгляде на памятник сбоку ощущаешь невидимые наручники на руках Сахарова, ощущаешь сходство с пойманной, но несломленной птицей. Надо сказать, что замысел скульптора был гораздо шире, и осуществлена только часть его проекта.
В начале ХХ века на противоположной зданию Двенадцати коллегий стороне острова разместили Клинику Отто – первый роддом такого высокого класса. По замыслу выдающегося врача Дмитрия Оскаровича Отта, принимавшего роды у императрицы, новое заведение было оборудовано по самому последнему слову тогдашней науки.

Васильевский остров (часть вторая)

Зданием Академии наук на Университетской набережной.

Но вернёмся к Университетской набережной, чтобы полюбоваться зданием Академии наук, построенным Джакомо Кваренги в стиле классицизм. Строгое здание видело всех самых великих ученых конца XVIII– XXвеков.Здесь бывали русские императоры и их почетные гости. Если вам удастся зайти внутрь, о на лестничном марше вашему взору откроется мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия».

Васильевский остров (часть вторая)

Здание Кунсткамеры. Вид через Неву.

Следующее здание на набережной построено по приказу Петра I для того, чтобы вместить коллекции первого естественнонаучного музея России – Кунсткамеры. Посетив ряд подобных музеев европейских монархов, царь стал собирать минералы, различные редкости и анатомических уродцев. Всё это и поместили в новом музее на всеобщее обозрение. Сейчас Кунсткамера – уникальный музей, включающий сразу три музея под одной крышей. Наиболее интересны Музей Этнографии народов мира и петровская кунсткамера.
И вот мы подошли к Дворцовому мосту, который построили в начале ХХ века. С него открывается прекрасная панорама невских берегов. Не пересекая Неву, пройдите вперёд и окажетесь на Стрелке Васильевского острова. Остров разбивает реку на два рукава Большую и Малую Неву.
C XVIII века здесь размещался петербургский порт. Сюда приходили корабли с грузами со всего Земного шара. Здесь на низком, заливаемом наводнениями мысу разгружали ящики и бочки с самыми разнообразными грузами.

Васильевский остров (часть вторая)

Стрелка Васильевского острова.

Трудно представить себе более «открыточное место» в Петербурге. Этот архитектурный ансамбль занимает одно из главных мест в путеводителях, на сайтах, плакатах и баннерах. Меж тем, идея использовать наилучшим образом это место пришла к архитекторам далеко не сразу. Первые здания строили здесь параллельно течению Большой Невы. Тома де Томон с Андреяном Захаровым обратил внимание на симметричность мыса и решили ориентировать весь ансамбль, состоявший вначале из здания Петербургской фондовой биржи и Ростральных колонн, на центр мыса, симметрично двум рукавам реки. Построенная Тома де Томоном на высоком стилобате Биржа, похожа на древнегреческий храм. Она окружена мощной колоннадой и увенчана скульптурной группой на аттике. Посейдон, сопровождаемый нимфами, плывёт на колеснице, запряжённой мощными морскими конями.
Морскую славу России воплощают и Ростральные колонны. Как знаменитые Ростральные колонны в Древнем Риме, на которых были укреплены носовые украшения (ростры) захваченных в боях кораблей, петербургские колонны украшены моделями ростр.

Васильевский остров (часть вторая)

Скульптурная композиция Ростральной колонны.

У основания колонн на постаментах расположились аллегории четырех российских рек. У южной колонны – Нева и Волхов, у северной – Волга и Днепр. Тома де Томон не только воздвиг Биржу и колонны, но архитектурно оформил спуск к Неве, отделав его гранитом, украсив львиными масками и двумя гранитными шарами. В наше время стало традицией приезжать сюда во время свадьбы и, постояв здесь 15-20 минут, вы увидите несколько приехавших на фото-сессию пар.

Васильевский остров (часть вторая)

Вид на здание Биржи с стороны Биржевого проезда.

Через тридцать лет после завершения строительства Биржи и Ростральных колонн архитектурны ансамбль Стрелки дополнил архитектор И.Ф. Лукини. Он вполне тактично построил слева и справа от Биржи здания Северного и Южного пакгаузов, а левее на набережной Малой Невы – здание Портовой таможни. Если смотреть на ансамбль Стрелки с противоположного берега, это здание с невысоким куполом оказывается симметричным зданию Кунсткамеры. Многие годы в здании Портовой таможни располагается Институт Русской Литературы, который петербуржцы называют Пушкинским домом.

Васильевский остров (часть вторая)

Пушкинский дом. Бывшее здание Портовой таможни.

Здесь хранятся и изучаются архивы выдающихся русских писателей и поэтов. Экспонатам, хранящимся в стенах Пушкинского дома, могут позавидовать лучшие музеи. Накануне 200-летия Пушкина перед Пушкинским домом установили бюст поэта. Интересна история памятника. Бюст был создан скульптором И.Н. Шредером в 1899 году и тогда же поставлен перед зданием Александровского лицея (который с середины XIXвека переехал из Царского села на Каменноостровский проспект). После революции бюст убрали и позднее заменили на бюст Ленина. А работа Шредера хранилась в фондах Музея городской скульптуры и в 1999 году была установлена на нынешнем месте.
Пожалуй, на этом месте можно закончить прогулку по Васильевскому острову, хотя надо признать, что мы не затронули интересные постройки XVIII – XIX веков лютеранскую и православную церкви Святой Екатерины, не увидели интереснейшую постройку конца советской эпохи – здание Морского вокзала.

Игорь Воеводский

Васильевский остров
  • 2014-04-22
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 0

Отзывы