Вернуться к списку

Невский проспект (часть третья)


Описание

Продолжая нашу прогулку, мы обязательно задержим взгляд на двухэтажном здании Гостиного двора в стиле классицизм. Это типовое здание гостиных дворов России XVIII-XIX веков. На первом этаже располагались лавки, на втором – склады. Часто купцы жили в гостиных дворах, тут же хранили транспорт. Первый Гостиный двор на этом месте начали возводить по указу императрицы Елизаветы Петровны «на погребах с галереями», потом проект переделали, и здание стало двухэтажным. В 1757г. за реализацию проекта взялся Растрелли. Торговый центр города не должен был уступать по пышности дворцам аристократии. По велению императрицы, купцы, заплатившие за строительство, получали лавки в наследственное владение. Но из соображений экономии проект был пересмотрен и переработан Вален-Деламотом в духе раннего классицизма.

Невский проспект (часть третья)

Гостиный двор

Напротив Большого Гостиного Двора располагается ещё одна церков. На этот раз речь идёт об Армянской Апостольской церкви (архитектор Юрий Фельтен). Армянских купцов когда-то пригласил в Петербург Пётр I, чтобы они организовали международную торговлю. И хотя армян в городе было не так уж и много, их вклад в историю Петербурга и формирование ансамбля Невского проспекта не канул бесследно. Сама Армянская церковь и два дома справа и слева от нее построены в значительной степени на средства Ивана Лазарева, игравшего заметную роль при Екатерине II.

Невский проспект (часть третья)

Армянская церковь святой Екатерины

Дом под номером 46 сразу привлечет ваше внимание. Это здание в стиле модерн 1902г. постройки, архитектора Леонтия Бенуа. Заказчиком выступил Московский купеческий банк. Здесь же разместилась Первая Городская Стоматологическая Поликлиника. Отличительной деталью является керамический фриз, предположительно, выполненный по эскизам самого Л. Бенуа парижской фирмой «Эмиль Лиолер». Фризу за сто лет пришлось многое испытать. Это не только климат, но и дело рук человеческих. Дело в том, что во время одной из реставраций кто-то принял решение закрасить фасады, в том числе и керамический фриз.
Практически каждый гость Ленинграда обязательно направлялся в дом под номером 48. Здесь располагался и располагается сейчас универмаг ПАССАЖ. Название происходит от французского слова, которым обозначались парижские универмаги, построенные в виде сквозной галереи. Архитектор Желязевич построил аналогичное здание в середине XIX века. Здесь не только шла торговля, но и ставились спектакли. Пройдя Пассаж насквозь, вы окажетесь перед входом в театр имени Комиссаржевской.
Но вы наверняка уже обратили внимание на эффектный дом на противоположной стороне Невского проспекта. Это первое здание Публичной библиотеки, открытой по приказу Екатерины II.

Невский проспект (часть третья)

Здание Публичной библиотеки

Сейчас Национальная библиотека - второе по величине книжное собрание России, насчитывающее более 36 миллионов томов. Среди коллекций библиотеки: рукописные книги, библиотека Вольтера и многое другое. Первое здание библиотеки, построенное Соколовым, во многом определило облик и масштабы открывающейся в ней площади. Сейчас она носит имя драматурга А. Островского. Это творение выдающегося архитектора Карла Росси. Взяв за эталон пропорции существующей библиотеки, он создал величественный ампирный ансамбль. Доминантой ансамбля является здание Александринского театра. Справа и слева от него по замыслу Росси должны были располагаться постройки с теми же членениями по фасаду, что у библиотеки и театра. Росси построил новое здание Публичной библиотеки, примыкающее к предыдущей постройке. (чтобы понять, где начинается постройка Росси - отсчитайте 3 окна по фасаду от проспекта вглубь площади. Здесь заканчивается первое здание и начинается постройка Росси.
Симметрично библиотеке на левой стороне площади Росси разместил павильоны Аничкова сада, соединив их изящной оградой.
Александринский театр помнит выдающихся мастеров сцены и драматургов, здесь ставился "Ревизор" и "Маскарад", здесь ставил спектакли Мейерхольд, блистали Симонов и Горбачев, Ургант, Бруно Фрейндлих, Игорь Борисов ...

Невский проспект (часть третья)

Александринский театр

Обогните здание театра и вам откроется невероятный ансамбль улицы Зодчего Росси. Она почти абсолютно симметрична и состоит всего из двух домов высотой 22 метра. Ширина улицы - тоже 22 метра а длина зданий 220 метров. Идеальные пропорции и симметрия делают эту короткую улицу одной из самых красивых.
Вернемся на площадь и остановимся у памятника Екатерине II. Необычный монумент по форме напоминает колокол, таков был замысел художника Микешина. Фигура императрицы венчает композицию, а внизу у её ног расположились люди, во многом определившие эпоху Екатерины. Это Потёмкин, Орлов, Суворов, Румянцев, Державин ... Среди мужских фигур выделяется Воронцова-Дашкова. Подруга и наперсница императрицы в дни переворота и первые годы правления, Президент Российской академии, она впоследствии оказалась далеко от престола. Но потомки сочли необходимым представить её в кругу первых лиц эпохи Екатерины.

Невский проспект (часть третья)

Памятник Екатерине II

Вернёмся на Невский проспект на противоположной стороне на углу Малой Садовой под номером 56 возвышается блестящий образец стиля модерн - здание Елисеевского магазина. Династия Елисеевых ведёт род от ярославского крестьянина, пришедшего в Петербург в начале XIX века. Вскоре он открыл свой первый магазин на Невском проспекте. Его сыновья, продолжившие дело отца, закупали урожаи виноградников во Франции и Испании, изготавливали там вино и везли на своих пароходах в Петербург. В Петербурге вино выдерживали в бочках знаменитых Елисеевских подвалов, затем разливали по бутылкам и продавали. Часть бутылок продавалась во Францию. Представители третьего поколения Елисеевых заказали архитектору Барановскому проект магазина со встроенным помещением театра. Елисеевский магазин - один из петербургских брендов. Его надо обязательно посетить, чтобы увидеть невероятные интерьеры стиля модерн. А если это вам по карману - выпейте кофе или пообедайте в ресторане на нижнем этаже.

Невский проспект (часть третья)

Здание Елисеевского магазина

На противоположной стороне, на углу Невского проспекта и реки Фонтанки вы увидите большую усадьбу из нескольких зданий. Сейчас это Дворец Творчества Юных – «Аничков дворец».
Первым хозяином участка был генерал-полицмейстер А. Девиер. После его ареста землю приобрел купец Дмитрий Лукьянов. Но «Комиссия о петербургском строении» вскоре выразила пожелание, чтобы все дома вдоль Невской Перспективы были каменными, и Лукьянов продал участок Елизавете Петровне, сочтя вложения в перестройку невыгодными для себя. Тогда берег реки Фонтанки считался окраиной города.
Строительство дворца было начато в 1741 г. по проекту М. Г. Земцова. Продолжались работы в течение 10 лет. Заканчивал строительство после смерти Земцова архитектор Дмитриев Г. Д. Позднее в перестройках участвовали Ф.Б. Растрелли, И. Е. Старов, Л. Руска, К. И.Росси, М. Месмахер.
Главный фасад дворца обращен к реке. По моде XVIII в. в парадный двор от Фонтанки вел канал, по которому лодки могли подплыть к главному входу во дворец. Свое название дворец получил по фамилии военного инженера Аничкова М. О., который возглавлял в середине XVIII в. рабочую команду, строившую первый деревянный мост через Фонтанку. Его стали называть Аничковым, а дворец фигурировал в бумагах как «...дворец, что у Аничкова моста».

Невский проспект (часть третья)

Аничков дворец

Построенный дворец императрица Елизавета Петровна подарила Алексею Разумовскому. Карьере Разумовского тогда завидовали многие. Если верить легендам, в детстве он пас коров на Украине. Потом был принят в школу певчих, в Глухове, которая готовила певчих для Придворной певческой капеллы. Юной Елизавете приглянулся молодой певчий. Позднее Елизавета тайно обвенчалась с ним. Алексей Разумовский в политику не совался и жил во дворце, терпеливо дожидаясь приходов Елизаветы. В 1776 г. дворец был в казну, а после подарен Екатериной II графу Григорию Потемкину. Барочный облик изменили на классицистический, канал и гаванец засыпали. В 1779 году по велению графа была устроена галерея с тропическими растениями для устройства балов и маскарадов. В XIX веке во дворце жили императоры. Сюда на балы вынужден был по приказу Николая I являться Пушкин.
По приглашению хозяев здесь бывали знаменитые писатели А. Сумароков, А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Достоевский; музыканты – М. Глинка, М. Балакириев; художник -- А. Боголюбов. В залах дворца устраивались музыкальные вечера, на которых Великий князь Александр Александрович музицировал с придворным оркестром – прообразом оркестра Филармонии.
В 1914 г. в залах дворца отмечали свадьбу Ирина Романова (внучка вдовствующей императрицы Марии Федоровны) и Феликс Юсупов, известный многим как «убийца Григория Распутина».
После революции в Аничковом дворце находился музей истории города. А в 1937 г. открылся Дворец Пионеров им. А. А. Жданова – крупнейшее детское внешкольное учреждение. Во Дворце разместились лаборатории, студии, кружки, хоры, оркестры, лектории, концертные залы, мастерские.
Во время Великой Отечественной войны дворец практически не пострадал, что само по себе удивительно, так как на немецких картах он значился «Дворец юных большевиков» и подлежал уничтожению. Сейчас здесь находится Дворец творчества юных.
В 1803 г. началось строительство корпусов, примыкающих к Аничкову дворцу. Проект подготовил архитектор Джакомо Кваренги. Изначально корпуса должны были быть отданы под торговые ряды, но в 1809-1811гг. Руска переделал здание под Кабинет Его Императорского Величества.
Кабинет Его Императорского Величества – это своего рода канцелярия императора, ведающая его личным имуществом, разбирающая «челобитные» на имя монарха и выполняющая прочие Высочайшие повеления. После образования в 1826г . Министерства императорских имуществ, Кабинет вошел в его состав. Структура была упразднена в 1918 г.
Через реку Фонтанку (бывший Безымяный ерик) перекинут один из самых знаменитых мостов Петербурга – Аничков мост.
В XVIII в. по Фонтанке проходила городская граница. Здесь стояла застава со шлагбаумом, проверяли документы у желающих попасть в столицу и по приказу Петра I собирали своеобразную пошлину в виде камней для мощения улиц. На ночное время мост поднимали, чтобы обезопасить столицу от «лихих людей» и волков.
В 1730 г. у моста возвели триумфальную арку в честь воцарения Анны Иоанновны. Через 11 лет, в 1841 году, арку реставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны. Деревянную арку разобрали в 1751 г.
В 1749 г. мосту потребовалась перестройка. Укрепили сваи, мост дополнительно обшили досками. Все эти мероприятия были связаны с подаренными персидским шахом Елизавете Петровне слонами, которые должны были пройти по Невскому проспекту.
В 1780-х гг был разработан проект семи однотипных мостов через Фонтанку. В соответствии с этим проектом изменился и Аничков мост. Он стал каменным трехпролетным, средний пролет сделали деревянным разводным.
Время шло и уже к середине XIX в. мост стал слишком узким для главной магистрали города. Его снова взялись перестраивать. Тогда он и приобрел знакомый и привычный нам облик. Авторами его были инженер И. Ф. Бутац и архитектор К. Шинкель. С четырех сторон были установлены постаменты под скульптуру. Ее выполнил Петр Клодт. Сперва две конные скульптуры должны были установить на Адмиралтейской набережной, но потом их решили перенести на мост, а на причале установили львов и вазы.
Для симметрии не хватало еще пары коней. Клодт изготовил их к 1842 г и, по указу Николая I, отправил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму. В качестве ответного подарка Петербург получил две скульптуры крылатой Ники, украсившие Конногвардейский бульвар. Вновь изготовленную пару скульптур отправили на этот раз на Сицилию королю Фердинанду II. Все это время на мосту стояли искусно раскрашенные под бронзу гипсовые копии. В третий раз Клодт решил не копировать предыдущие работы, а развить сюжет, получивший название «Покорение стихии». Аллегорией неуправляемой и сильной стихии и послужил образ коня, укрощенного человеком.

Невский проспект (часть третья)

Аничков мост

В годы войны мост сильно пострадал: была разрушена переправа, повреждена ограда. Конные скульптуры зарыли в землю в саду Дворца пионеров, чем и спасли. Все разрушения были исправлены еще во время войны.
На противоположном берегу Фонтанки мы видим дворец с многочисленными лепными украшениями. Это творение архитектора А. И. Штакеншнейдера – дворец Белосельских-Белозерских, последний частный дворец, построенный на Невском проспекте.
Представители семьи Белосельских-Белозерских ведут свой род от Владимира Мономаха. Приемы, устраивавшиеся во дворце сравнивали с императорскими балами. Во дворце выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн, присутствовал на вечерах и П. И. Чайковский.
В конце XIX в. дворец был выкуплен Великим князем Сергеем Александровичем. После революции дворец национализировали, передали общественным организациям. С 1992 г. в нем расположился Петербургский культурный центр, а с 2003 г. здание передано под юрисдикцию Управления делами президента РФ.
Если вы пойдёте по Невскому далее, то увидите застройку второй половины XIX века, выполненную в стиле эклектика. Заметно выделяется на этом фоне здание Московского вокзала, выстроенное Константином Тоном в стиле неоренессанс.

Игорь Воеводский и Полина Юрьева

Невский проспект
Невский проспект (часть вторая)
  • 2014-04-22
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 5

Отзывы