Вернуться к списку

«Автопортрет с сестрой» Виктор Борисов-Мусатов, 1898 год


Описание

«Автопортрет с сестрой» Виктор Борисов-Мусатов, 1898 год

«Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство, и кажется мне, что я на необитаемом острове, и никакой действительности не существует». Это слова Виктора Борисова-Мусатова - художника, которого называли вдохновенным певцом фантазии. Его картины исполнены красоты и изящества, которых судьба жестоко лишила самого живописца.


В 1873-м году, в возрасте трех лет, маленький Виктор получил тяжелую травму позвоночника. Последствия несчастного случая были ужасны: у мальчика начал расти горб. Проблемы со здоровьем у Борисова-Мусатова не прекращались в течение всей жизни, но увечье наложило не меньший отпечаток и на характер будущего художника. С самых ранних лет у него проявлялась склонность к одиночеству, замкнутости и мечтательности. В тиши уединения Виктор начал рисовать.


Неустроенность окружающей действительности, мечта о совершенном, гармоничном мире, стремление укрыться в идеальной стране, созданной воображением: на рубеже XIX-XX веков подобные настроения захватили многих представителей русской художественной интеллигенции. Борисов-Мусатов также не принимал современные ему реалии, и в своем творчестве обращался к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков. «Это просто красивая эпоха», - говорил сам художник.


Картину «Автопортрет с сестрой» (1898) Борисов-Мусатов написал, вернувшись в родной Саратов из Парижа, где он занимался в частной художественной школе Фернана Кормона и знакомился с художественными исканиями импрессионистов и символистов. Но уже в этом первом крупном произведении Борисова-Мусатова продемонстрировано стремление освободиться от каких-либо влияний и идти своим путем.


«Автопортрет с сестрой» - картина, не имеющая аналогов в русском портретном искусстве по своему композиционному построению. Центральное место автор отводит задумчивой молодой девушке в старинном белом платье - своей младшей сестре, четырнадцатилетней Елене. Себя же художник изображает сбоку. Его фигура, срезанная краем холста, словно не помещается и уходит за пределы картины. Почему Борисов-Мусатов поступил так? Хотел ли он создать ощущение жизненности, как будто случайно увиденной сцены? Или же стремился спрятать собственный облик, скрыть свою жизнь и несчастье от других? Мы никогда не узнаем этого: художник работал тайно, никому не показывая своих этюдов и эскизов и даже не говоря о них. Не потому ли и пейзаж на картине создает ощущение отчужденности, обособленности людей в тихом уголке сада от всего остального, чуждого им мира? Где-то там, за этими стоящими стеной деревьями, время стремит свой бег, а здесь оно остановилось…


С «Автопортрета с сестрой» начался яркий, но, увы, трагически короткий творческий путь Борисова-Мусатова. Художника, глядя на полотна которого, по утверждению его современников, «начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью».


Пресс-служба Русского музея
347-87-21
press@rusmuseum.ru

Портрет Анны Павловой. Валентин Серов
Иван Шишкин
Домовый храм Архистратига Михаила
«Масленица» Борис Михайлович Кустодиев
«Русская зима» Никифор Крылов
  • 2015-04-13
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 0

Отзывы