Вернуться к списку

Богатырь


Описание

«Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада...» - писал Михаил Врубель сестре из подмосковной усадьбы знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Там он впервые увидел картину Виктора Васнецова «Три богатыря», над которой живописец работал семнадцать лет, и решил создать собственную интерпретацию образа могучего героя русского фольклора.

Богатырь

Изначально картина называлась «Илья Муромец», однако потом Врубель отказался от идеи проиллюстрировать конкретную былину, поставив перед собой более сложную задачу – создать всеобъемлющий образ-символ, отразить богатырское начало как порождение могущественных сил природы, матери-Земли. Ему это с блеском удалось, хотя многим мощь героя картины и его коня казалась преувеличенной и искусственной. Сестра жены художника, Екатерина Забела, даже записала в дневнике: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину». Но сам живописец советовал критикам вспомнить строки из былины: «Он и скачет выше дерева стоячего/ Чуть пониже облака ходячего». Поэтому маленькие елочки у ног коня - это на самом деле верхушки деревьев! Кстати, если самого богатыря Врубель писал «из головы», без натуры, то у коня был реальный прототип - битюг-ломовик, живший на соседнем хозяйственном дворе. И работу над картиной Врубель начал с того, что написал на холсте… глаз коня!
Создается впечатление, будто огромному богатырю тесно на картине, и многие считают это авторским замыслом Врубеля. Однако доподлинно известно, что он писал «Богатыря» на прямоугольном холсте, но владелец картины обрезал края и верх панно, которое, по-видимому, не помещалось в отведенном ему простенке.
В 1890-е годы Врубель часто обращался к образам русского фольклора в таких работах, как «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895-1896) и «Садко» (1899-1900). И все же, несмотря на очевидную «русскость» произведения, его нельзя рассматривать вне контекста современного ему европейского искусства. На рубеже XIX-XX веков господствовал постромантизм с его культом демонических духов. Грань между добром и злом тонка и зыбка, и не потому ли во врубелевском богатыре, олицетворяющем светлое начало, все же есть что-то и от мрачных гномов и троллей Ибсена и Грига, и от коварных Нибелунгов Вагнера, и даже от «сверхчеловека» Ницше?
Поэт и художественный критик Сергей Маковский писал: «В живописи Врубеля есть начало каменное. "Богатырь” в зарослях дремучего бора изваян вместе с конем своим страшилищем из глыбы первозданной». И, словно в подтверждение этих слов, в 1909-м у «Богатыря» появился скульптурный «брат»: именно панно Врубеля вдохновляло Паоло Трубецкого при создании памятника Александру III. Ныне оба шедевра принадлежат Государственному Русскому музею.

Антон Александров

Как добраться?

  • Метро

    Невский проспект


Гумно
Взятие снежного городка
Портрет Дягилева с няней
Корабельная роща
Садко
  • 2014-04-09
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 0

Отзывы