Вернуться к списку

Гумно


Описание

В 1821 году в Эрмитаж поступила картина Франсуа Мариуса Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме», присланная автором из Италии. Удивительно, но именно это исполненное мрачно-мистических тонов произведение французского живописца послужило источником вдохновения для Алексея Венецианова при создании картины из жизни русских крестьян…

Гумно

В конце 1810-х Венецианов, решив полностью посвятить себя искусству, оставил службу и купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных. Там художник и поселился, но регулярно приезжал в Петербург по разным делам. В один из таких приездов Венецианов посетил Эрмитаж, и на него сильнейшее впечатление произвела картина Гране, изображавшая пространство церковного интерьера. Великолепная передача свето-воздушной среды в этом произведении потрясла живописца. По его собственному признанию, более месяца он каждый день подолгу рассматривал картину, задавшись целью добиться аналогичного эффекта в своих полотнах.
Решать эту задачу Венецианову пришлось самостоятельно, опытным путем. Он задумал написать деревенское гумно, чтобы впервые в истории русской живописи представить на полотне быт крестьян, их повседневные заботы. Работа над картиной началась в Сафонкове летом 1822 года и продолжалась полтора года. Чтобы добиться естественного распределения света и тени, Венецианов выпилил часть стены в принадлежавшем ему сарае и, сидя снаружи, писал помещение непосредственно с натуры.
«Гумно» - это и интерьер, и жанровая сцена одновременно. Перед зрителем предстает внутренний вид гумна с фигурами людей, лошадьми, повозками, различными земледельческими орудиями. По словам Венецианова, «Гумно» стало результатом «безусловного внимания природы». Целью художника было правдивое изображение внешнего облика крестьян, орудий их труда, особенностей устройства деревенских построек. Но не будем забывать и о сверхзадаче честолюбивого мастера. Завершая работу над картиной, Венецианов написал своему другу, архитектору Н.П.Милюкову, что прилагает все усилия, чтобы в Эрмитаже «быть на одной стене с Гранетом».
К новому 1824 году Венецианов привез «Гумно» в Петербург, где сначала показывал его в своей мастерской, а потом выставил в Академии. Картина была с восторгом встречена публикой, но вызвала волну споров в художественных кругах. «Гумно» мое всеми принято очень хорошо, кроме художников, но государь его еще не видал», - писал Венецианов тому же Милюкову. В апреле 1824 года живописец через статс-секретаря и главу Общества поощрения художников П.А.Кикина преподнес картину Александру I. Царю картина приглянулась, и он приобрел ее для Эрмитажа - мечта Венецианова сбылась…

Антон Александров

Как добраться?

  • Метро

    Невский проспект


Взятие снежного городка
Портрет Дягилева с няней
Корабельная роща
Садко
Ледяной дом
  • 2014-04-09
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы