Вернуться к списку

Садко


Описание

… Жаль, что я ничего не знаю о господине Репине. Любопытно узнать, молодой это человек или нет? - Так записал в своем дневнике в 1873 году Федор Достоевский, увидев картину «Бурлаки на Волге». Репин был тогда действительно очень молод и ни он сам, ни кто-либо из его друзей или критиков не могли еще предположить, что будет время, когда название «Бурлаки» станет синонимом реалистического русского искусства, а фамилия Репин - просто нарицательной, обозначая живописца вообще.
Есть такая игра у психологов: отвечать на вопросы первой пришедшей на ум ассоциацией. Практически большинство на вопрос: «Русский художник» отвечает: Репин.

Садко

Но какого Репина каждый из нас имеет в виду?… Ведь «этот странный Илья Ефимович» поистине умел все. Не было жанра, в котором он не попробовал бы себя: начиная от пейзажа, портрета и кончая жанровой и даже исторической живописью. Кстати, и в импрессионизме был замечен. В 1870-е годы, в Париже, Репин, будучи свидетелем первых выставок классиков французского импрессионизма, в полном смысле «заболел» Эдуадом Мане. И, вернувшись на родину, в течение последующего десятилетия создавал чисто импрессионистические работы.
«Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток!» - возмущался Крамской парижскими работами Репина
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, - отвечал Репин. - нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление».
А впечатление на него производил Париж, его кафе, улочки, его люди. «Парижское кафе» - так должна была называться картина, к которой были сделаны раскритикованные Крамским этюды. Он решал здесь чисто импрессионистические задачи: передать состояние одного и того же лица, воздушную среду.
Именно в Париже художнику пришла в голову идея еще одной - тоже совсем не «репинской! работы. Вероятно, его грызла ностальгия по родине, оттого и появился «Садко»: богатый гость Садко, выбирающий себе невесту на морском дне. (Конечно же, среди всех невест лучшей была – русская!) Позировал для фигуры Садко художник Виктор Васнецов. Случайно удалось достать в Париже шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. А пронизанное солнечным светом морское дно, написано было Репиным с натуры - в парижском аквариуме.
Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года. К сожалению, здесь картина успеха не имела, но зато в России славы принесла автору вполне : картину «Садко» приобрел наследник престола и будущий император Александр III. Илья Ефимович тут же получил звание академика.

Н.Крылова

Как добраться?

  • Метро

    Невский проспект


Ледяной дом
Девятый вал
Граф Толстой - русский Леонардо
Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия
Витязь на распутье
  • 2014-04-08
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы