Вернуться к списку

«Русская зима» Никифор Крылов


Описание

«Русская зима» Никифор Крылов

«Как ни напишете зиму, а все выйдет пролитое молоко», - утверждал Карл Брюллов, считавший, что в пейзаже можно изобразить все, что угодно, кроме снега. Действительно: в первой половине XIX века русские живописцы писали исключительно летние пейзажи, причем преимущественно итальянские. Однако еще в 1827 году молодой художник Никифор Крылов решился на смелый эксперимент…

Родившийся в мещанской семье в городе Калязине на Волге, в юности Крылов работал в артели странствующих иконописцев. Однажды, когда он расписывал небольшую церковь в Тверской губернии, его увидел Алексей Венецианов, умевший безошибочно распознавать молодые таланты. «Заметил я между живописцами-работниками одного, который и писал смелее прочих, и был моложе других», - вспоминал он. Знаменитый художник предложил Крылову отправиться на учебу в Петербург, однако тот был вполне удовлетворен заказами на роспись церквей и писание портретов, и настойчивому Венецианову пришлось уговаривать его в течение нескольких лет.

В 1825 году Крылов переехал в столицу, где стал первым учеником частной школы Венецианова, одновременно посещая натурный класс Академии художеств. Он писал в основном небольшие по размеру, шедшие на продажу, работы, но лелеял один честолюбивый замысел: ему хотелось написать с натуры зимний вид. Наконец, Крылов лично выбрал место на берегу реки Тосны близ Петербурга, а на деньги известных меценатов - купцов Чернятинских (Чернягиных) для него была построена специальная теплая изба-мастерская. Кроме того, Чернятинские взялись обеспечить Крылова всем необходимым для работы над картиной. Впоследствии купцы получили благодарность от Общества поощрения художников за содействие «успехам будущих талантов».

Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств, и современники отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи». Крылов, следуя принципам Венецианова и зову собственного сердца, изобразил деревенскую жизнь без прикрас, представив зрителю обычную незатейливую сцену на окраине села: крестьянок, беседующих на дороге, бабу с полными ведрами воды на коромысле, мужика, ведущего под уздцы лошадь. Вместе с тем художнику удалось мастерски передать ощущение безбрежного простора, спокойствия и единения мира людей и природы, что придает картине особый национальный колорит.

В конце 1820-х годов Крылов вернулся к портретной живописи, в которой, по мнению Венецианова, был «отличен». Увы, полностью раскрыться его таланту было не суждено: в 1831 году Крылов умер от холеры в возрасте 29 лет. До наших дней дошло лишь несколько его картин, но одна из них - «Русская зима» - обеспечила ему место в истории отечественного искусства как создателю первого зимнего пейзажа в русской живописи.

Пресс-служба Русского музея
e-mail:press@rusmuseum.ru
тел.(812)347-87-21

«Переход Суворова через Альпы» художник Василий Суриков
История фотографии в коллекции Русского музея
Открытие первой Санкт-Петербургской государственной консерватории
Поединок Пересвета с Челубеем
Песня мужеству
  • 2014-11-28
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы