Вернуться к списку

Ростральные колонны


Описание

Ростральные колонны

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге фланкируют с двух сторон Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова и представляют собой единый архитектурный, инженерный, скульптурный и ландшафтный ансамбль, центром которого является историческое здание Биржи.

Стрелка Васильевского острова в плане напоминает нос корабля, врезающегося навстречу сильному течению реки Невы и разбивает ее на две части. Справа течет Большая Нева, слева – Малая Нева. Остров в этом месте выходит к самому историческому центру Санкт-Петербурга. Такое географическое расположение этого места определило его функциональное предназначение – создание морского порта.

Все было задумано еще императором Петром I, при нем начались работы по строительству таможни, пакгаузов. Торговые суда подходили к Стрелке острова с двух сторон для разгрузки, что экономически было крайне эффективно. Столица Российской империи росла и обретала все более роскошные архитектурные черты. Пришла пора заняться и достойным оформлением Стрелки Васильевского острова.

В 1805-1810 годах французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон при участии русского архитектора Андрияна Дмитриевича Захарова выполняет проект ансамбля Биржевой площади, в глубине которой располагалось здание биржи в классическом стиле, по бокам полукруглой площади возвышались, выполненные в стиле античного Рима триумфальные ростральные колонны-маяки, со стороны реки Невы были устроены пологие мощеные пандусы, обрамленные гранитными парапетами, по ним на повозках поднимали товары, которые разгружались из причаливших к Стрелке кораблей. Ансамбль площади отвечал как высоким архитектурно-пространственным требованиям, так и функциональному портовому назначению.

Архитектор Тома де Томон, выпускник Парижской академии архитектуры, некоторое время стажировавшийся в Италии, создал один из лучших образцов решения одной из градообразующих площадей Санкт-Петербурга.

Здание Биржи выполнено в классическом стиле, но облик его отправляет нас ко временам античной Греции. Ростральные колонны напоминают о героических временах античного Рима, а смысл их образов состоит в прославлении Российского флота.

Инженерно-архитектурное решение этих сооружений сложно по композиции и исполнению. Колонны расположены на массивных высоких, квадратных в плане, двухступенчатых базах, выполненных из серого гранита мастером-камнетесом С. К. Сухановым. По бокам каждого пьедестала восседают внушительных размеров парные скульптурные аллегорические изображения четырех главных исторических рек России. Волга и Днепр установлены у подножия северной колонны, Волхов и Нева – у подножия южной. Скульптуры вытесаны из пудостского известняка, добытого близ деревни Пудость под Гатчиной. Фигуры Волги, Волхова и Невы выполнил французский мастер Ф. Тибо, скульптурное изображение Днепра – мастер из Антверпена И. Камберлен.

Ростральные колонны представляют собой сложные инженерные сооружения, тело каждой из них выложено из кирпича, конструкции внутри полые, внутри колонн расположены металлические винтовые лестницы. Кирпичная кладка оштукатурена и покрыта краской терракотового цвета. Венчают колонны металлические треножники с чашами. В 19-м веке в эти чаши наливалось конопляное масло и поджигалось в темное время суток, в туман и по праздникам. Таким образом ростральные колонны служили маяками для судов, заходивших в Неву. Украшением колонн являются ростры – стилизованные носы вражеских кораблей, добытых в результате побед Российского флота. Ростры выполнены из металла, на их передних частях расположены мифологические существа: русалки с рыбьими хвостами и крыльями, морские чудовища.
Эти скульптурные композиции закреплены на каждой колонне попарно в четыре яруса. Дополняют украшения колонн металлические морские якоря. В последствие, когда морской порт был переведен на берег Финского залива, огонь в чашах ростральных колонн горел только по праздникам.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской блокады Ленинграда ростральные колонны значительно пострадали от бомбежек. Триумфальные сооружения были отреставрированы в 1947-1948 годах. Работами руководил скульптор И. В. Крестовский. При второй реставрации в чашах колонн были устроены газовые горелки, в таком виде петербуржцы и гости города видят их и сейчас. По большим государственным, городским праздникам и юбилейным датам семиметровые факелы с 32-х метровой высоты, трепещущие на свежем петербургском ветру, поражают наше воображение.

Информация

  • Архитектор

    Жан Франсуа Тома де Томон, Андриян Дмитриевич Захаров


Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Биржевая площадь


Как добраться?

  • Метро

    Василеостровская

  • Как добраться

    От станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Адмиралтейства (здание видно в конце Невского проспекта), выйти на первой остановке после Дворцового мост.
    От метро "Адмиралтейская" можно совершить прогулку до Невского проспекта, далее через Арку Главного штаба, пересечь Дворцовую площадь, через Дворцовый мост. 10 минут пешком

На карте


Памятник Петру I (Медный всадник)
Памятник Петру I
Александровская колонна
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
Памятник Николаю I
  • 2015-01-14
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы