Вернуться к списку

«Эрмитаж Ея Императорскаго Величества»


Описание

«Эрмитаж Ея Императорскаго Величества»

8 декабря 2014 года в Николаевским зале Зимнего дворца открывается выставка «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества». Экспозиция основывается на описании императорского Эрмитажа, сделанного в путеводителе по Санкт-Петербургу 1794 года Иоганном Готлибом Георги. В пространстве парадного Николаевского зала представлена структура Эрмитажа и показаны основные характерные для экспозиции Екатерининского времени произведения. Выставка включает следующие разделы: картинная галерея Екатерины Великой, кабинет рисунков, кабинет гравюр, библиотека Императрицы, собрание натуралий, коллекция редкостей и предметов Востока, искусство, современное Екатерине II. Екатерина II писала в 1790 году: «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и Лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного, заполнившего две большие залы». Это было вполне точным подсчетом коллекции, собранной в рекордно короткие сроки. Всего за тридцать лет в России было сделано то, на что обычно уходили века.

Иоганн Готлиб Георг, натуралист, этнограф, химик, минеролог и медик родился в 1729 году в прусской Померании, образование получил в Швеции в Упсальском университете. В конце 1770 года отправился по приглашению Императорской Академии наук в Санкт-Петербург. Его «Опыт описания российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в его окрестностях» был впервые опубликован на немецком языке в Петербурге в 1790 году. Помимо развернутого исторического очерка о столице и характеристики ее административного и социального устройства, автор очень подробно описал ее географию, почвы и минералы, все разнообразие растительного мира, зверей, птиц и рыб. Эрмитаж в книге тоже присутствует, но его описание уложилось всего в четыре страницы.

«Эрмитаж Ея Императорскаго Величества»

В начале 1793 г. Георги начал подготовку русской версии книги, посвященной «Всепресветлейшей, державнейшей, великой государыне, императрице, Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской». В новой книге раздел о культурной жизни Петербурга заметно расширился. Особенно это коснулось именно Эрмитажа. Новая книга Георги, по правилам построения академического сочинения, предварялась указанием на источники информации, которыми пользовался автор. Об Эрмитаже там сказано: «Известие о Императорском ермитаже есть совершенно плод Высочайшего ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ данного позволения осматривать сей кабинет и сообщать об оном известие в сем переводе, которое возблагодаряется доброжелательству Его Превосходительства Господина Тайного Советника, Сенатора, Государственной Коммерц-Коллегии Президента и Кавалера Гаврилы Романовича Державина. В сем упражнении наидеятельнейшее принимали участие Господин Библиотекарь Лужков и Господин Мартинелли, инспектор над галереею; известие о Императорской картинной галерее по большей части сочинено Господином Мартинелли».

Об Эрмитаже и его коллекциях Георги пишет в нескольких разделах своей книги. Помимо собственно главы об Эрмитаже описание зданий комплекса Зимнего дворца и музея приведено в первой главе III Отделения книги, посвященной «топографии» Первой Адмиралтейской части. 3 глава XII отделения книги, посвященного «ученым учреждениям» Петербурга, содержит сведения об эрмитажной библиотеке, собраниях гравюр и рисунков, а следующая глава с подзаголовком «Эрмитаж Ея Императорского Величества», и составляет описание помещений и коллекций музея. Этот раздел по объему – самый большой в книге Георги и является первым систематическим описанием Эрмитажа, что делает его исключительным по значению документом. К 1794 году Эрмитажу было тридцать лет, если считать временем его образования покупку коллекции картин у берлинского финансиста и предпринимателя И. Э. Гоцковского. Эпоха бурного приобретения коллекций для петербургского музея, пришедшаяся на вторую половину 1760-х – начало 1780-х годов, миновала. Строительство зданий, заключивших в своих стенах императорские сокровища, было завершено. Наступило время подведения итогов и осмысления созданного. Уже не дворец, еще не вполне музей, екатерининское детище предстает перед читателем на страницах «Описания» зал за залом, коллекция за коллекцией. Георги, далекому от специфических проблем изобразительного искусства, были необходимы компетентные специалисты, способные показать самое существенное в Эрмитаже. Такими спутниками Георги были хранитель картинной галереи венецианский живописец Джованни Антонио Мартинелли (?–1802) и библиотекарь императрицы Александр Иванович Лужков (1754–1808).

«Эрмитаж Ея Императорскаго Величества»

Описание Эрмитажа у Георги состоит из нескольких разделов. Предваряет его краткое перечисление художественных сокровищ императрицы. Затем следует подробное описание всех зданий и залов Эрмитажа. Завершает текст описание отдельных разделов коллекции и библиотеки, их характеристика и существовавшая их систематизация. Наиболее подробно рассмотрены в книге Георги собрание резных камней и Картинная галерея. Фактически, в «Описании» Георги опубликован первый систематический каталог живописи Эрмитажа, что представляет, вероятно, наибольший интерес.

Экспозиция в Эрмитаже, посвященная 250-летию музея, отражает основные разделы собрания Екатерины II, а в каталоге выставки прокомментирован текст Георги и приведены сведения о произведениях как сохранившихся в стенах Эрмитажа, так и имеющиеся на сегодняшний день известия о тех, что в различное время покинули его.

Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа при поддержке ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Тел. (812) 710-9510; Fax: (812) 312 1567.
e-mail: press@hermitage.ru
Источник: http://www.hermitagemuseum.org
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Адмиралтейская


    «Шедевр из Британского музея»
    Аблакаты Балалайкина. Групповая выставка «Колдовских художников»
    «Православные храмы и часовни Эстонии»
    «Хрупкий мир Бориса Алексеевича Иванова. Коллекция фарфора и фаянса из фондов ЕОДМ»
    «Новогодний карнавал. Павел Покидышев»
    • 2014-12-11
    • 0
    • 5
    • Голосов: 0
    • 0

    Отзывы