Вернуться к списку

«Шедевр из Британского музея»


Описание

«Шедевр из Британского музея»

5 декабря 2014 года в Римском дворике Нового Эрмитажа открылась выставка «Шедевр из Британского музея», представляющая статую западного фронтона Парфенона, созданную в мастерской Фидия в 438–432 гг. до н.э. Плавные очертания позы обнажённой мужской фигуры вместе с текучими формами драпировок позволяют считать, что скульптура изображает речное божество — аллегорию афинской реки Илисс.

Скульптура располагалась в угловой части западного фронтона Парфенона. В целом многофигурная композиция изображала сцену состязания Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Каждый из них сотворил чудо: Посейдон ударил своим трезубцем о скалу, и из неё хлынул солёный поток, Афина же, ударив в землю копьём, вырастила первую оливу, и именно ей присудили победу. На восточном фронтоне Парфенона была представлена сцена рождения Афины, вышедшей из головы её отца, Зевса, уже взрослой, в полном вооружении и доспехах.

В сценах на обоих фронтонах Афинский акрополь умышленно был сопоставлен со священной горой Олимп. В целом, скульптуры Парфенона создают представление об Афинах как о лучшем городе, достойном божественного покровительства и почтения со стороны жителей других областей Греции. В то время Афины были городом с самым передовым демократическим устройством на просторах ойкумены. Решением народного собрания из городской казны ежегодно выделялись средства на его застройку, а хранилась казна в самом Парфеноне. Во главе города стоял Перикл, предвидевший, что город станет образцом для всего греческого мира. В 431 году в знаменитой «Надгробной речи» на похоронах афинских воинов, погибших в первый год Пелопоннесской войны, Перикл обвинил Спарту в том, что этот город был закрытым и военизированным, противопоставив ему свободолюбивые Афины, которые он назвал «центром просвещения Эллады».

Создать живую плоть и текучие драпировки из камня — значит, вдохнуть жизнь в холодный мрамор. Резчик, исполнивший фигуру, олицетворяющую реку Иллис, вызвал в нашем воображении образ, как будто движущийся на наших глазах, но в то же время основанный на полном понимании природы этой выразительной энергии.

Скульптуры, украшавшие Парфенон, были переданы попечителям Британского музея в 1816 году правительством Великобритании. С тех пор они представлены в экспозиции и доступны для миллионов посетителей. Впервые за все это время часть этого бесценного памятника представлена в другом интерьере, в окружении других скульптур, и 250-летие Эрмитажа – лучший повод для такого события. По словам Нила МакГрегора, директора Британского музея, «эта скульптура говорит о мире Сократа и Платона. Великое произведение искусства, она олицетворяет собой веру в высшую ценность разумной дискуссии свободных граждан. Нельзя представить себе лучшего способа воздать должное идеалам Просвещения, общим для Британского музея и Эрмитажа на протяжении вот уже 250 лет».

В Эрмитаже хранится обширная коллекция классического искусства. Тем не менее, коллекция античной скульптуры состоит в основном из римских работ, в том числе прекрасных римских копий греческих оригиналов. Таким образом, скульптура из мастерской Фидия, созданная для украшения Парфенона в золотой век Афин, даст возможность гостям Эрмитажа увидеть памятник культуры мирового значения.

«Я рад тому, что эта красивая и великая скульптура будет показана в Эрмитаже рядом с нашими античными коллекциями. Эта выставка знаменует собой ценности, которые объединяют наши два музея», - сказал Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки – Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа и Лесли Фиттон, заведующая Отделом Древней Греции и Рима Британского музея.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Тел. (812) 710-9510; Fax: (812) 312 1567.
e-mail: press@hermitage.ru
Источник: http://www.hermitagemuseum.org
  • [/xfgiven_datebeginning]
    Аблакаты Балалайкина. Групповая выставка «Колдовских художников»
    «Православные храмы и часовни Эстонии»
    «Хрупкий мир Бориса Алексеевича Иванова. Коллекция фарфора и фаянса из фондов ЕОДМ»
    «Новогодний карнавал. Павел Покидышев»
    «Светлые дни»
    • 2014-12-11
    • 0
    • 5
    • Голосов: 0
    • 0

    Отзывы