Вернуться к списку

«Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов XIX века»


Описание

«Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов XIX века»

6 ноября 2014 года в 16.00 в Петропавловской крепости, в выставочном зале Иоанновского равелина открывается выставка «Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов XIX века», объединившая около 80 фотографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом).

Выставка организована в рамках проекта «Фотороссика», цель которого - изучение фотографической иконографии России, созданной иностранными авторами. Кураторы проекта «Фотороссика» – И. В. Гундарева, А. А. Китаев; кураторы выставки – А. А. Китаев, Л. Г. Мясникова (ГМИ СПб).

Санкт-Петербург с самого своего рождения – город интернациональный. Представители разных народов внесли свой вклад в формирование и развитие его культуры. История петербургской фотографии здесь не исключение. Существенная роль в создании светописной иконографии Петербурга XIX – начала ХХ столетия принадлежит немецким фотографам.

Выставка в Петропавловской крепости представляет малоизвестные уникальные фотографии города, созданные в XIX веке в Петербурге фотографами-переселенцами из немецких земель: Карлом Буллой, Карлом Даутендеем, Альфредом Лоренсом, Альбертом Фелишем. Творчество этих четырех немецких фотографов, работавших в разных фотографических жанрах: портрета, видовой, репортажной фотографии – достаточно полно передает картину жизни имперской столицы XIX столетия.
Карл Даутендей (1819–1896) – «первый фотограф на немецкой земле», стал и одним из первых фотографов в Петербурге.
Самостоятельно освоив метод Дагерра, он в 1842 году продемонстрировал свои успехи в изготовлении дагерротипов на знаменитой Лейпцигской ярмарке, после чего слава о нем распространилась по всей Германии. В октябре 1843 года Даутендей отправился покорять российскую столицу. Спустя несколько месяцев в январе 1844 года он открыл собственное ателье на Большой Конюшенной улице, где занялся созданием «дагерротипных портретов в красках» и стал одним из лучших и популярных фотопортретистов столицы. Даутендей с успехом работал в Петербурге в течение почти 20 лет: в 1862 году он с семьей вернулся в Германию и поселился в Вюрцбурге.

На выставке представлены две работы Даутендея: портрет А. М. Горчакова (1849) и портрет Е.В. Барыковой (1850-е).
Альфред Лоренс (даты жизни неизвестны) начал профессиональную деятельность в Петербурге в 1862 году. Как и многие фотографы он занимался созданием фотопортетов. Добившись успехов в этой области, Лоренс одним из первых обратился к пленэрной фотографии: к съемке на улицах и площадях Петербурга. При этом он сделал видовую фотографию доступной для публики, выпустив в продажу недорогие снимки в небольшом размере (в отличие от большеформатных дорогостоящих ведут также работавшего в этом жанре Джованни Бианки).

На выставке демонстрируются созданные Лоренсом в 1870–1900-х годах видовые фотографии Петербурга, запечатлевшие Невский проспект, Английскую набережную и Николаевский мост через Неву, Аничков, Египетский, Пантелеймоновский мосты через Фонтанку, Летний сад, здания Гостиного двора и Городской думы; виды Каменного и Крестовского островов, Петергофа, Царского Села, Стрельны и Павловска.

Альберт Фелиш ( 1837–1908) – прибыл в Петербург из Германии в 1866 году с целью стать фотографом-портретистом. Но к этому времени в российской столице в области потретной съемки уже была огромная конкуренция. Поэтому Фелиш «сделал ставку» на съемку городских видов и интерьеров зданий (подобного рода съёмками в Петербурге занимались лишь два светописца - Джованни Бианки и Альфред Лоренс). Вскоре его работы стали пользоваться заслуженной славой. На выставке экспонируются фотографии Домика Петра I, Зимнего двореца, Горного института, конных групп на Аничковом мосту и Ростральных колонн, а также виды Петергофа.

В 1870 году Фелиш принял участие в двух отделах XIV Всероссийской мануфактурной выставки в Соляном городке – химическом, где представил «химические препараты, употребляемые в фотографии», и фотографическом, где экспонировал виды и стереоскопические снимки. Также он был назначен официальным фотографом выставки и проводил съемку ее павильонов и экспозиций. В Петропавловской крепости можно увидеть сделанные Фелишем фотографии выставочного зала и отдела «Заводы Н. Путилова».

Фелиша можно считать одним из родоначальников репортажной фотографии. В 1872 году он снимал празднование 200-летия со дня рождения Петра Великого в Петербурге: убранство города и торжественные мероприятия, в том числе главное событие юбилейных торжеств-молебен 30 мая на Сенатской площади. В экспозиции демонстрируются фотографии этого молебна, снятые Фелишем с крыши здания Сената.

Карл Булла (1855–1929) приехал в Петербург в 1865 году в десятилетнем возрасте вместе с родителями и был определен на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей, где и начал постигать азы своей будущей профессии.
Однако настоящее признание пришло к фотографу спустя тридцать лет: в 1895 году в «Русском фотографическом журнале» имя Буллы впервые было названо как имя известного фотографа.

Карл Булла работал в самых разных жанрах: от портрета до репортажной фотографии. Кроме того, он имел официальное разрешение на съемку государственных торжеств и других мероприятий, на которых присутствовал император, а также на съемку всех военных маневров, учений и смотров. Это позволило ему создать полномасштабную фотохронику официальной жизни российской столицы. Булла оставил после себя колоссальное фотографическое наследие, по которому можно изучать историю предреволюционного Петербурга.

Невский проспект и Знаменская площадь, Аничков дворец и Адмиралтейство, Петропавловская крепость и Академия художеств, здание Таможни и Городской думы, колка и вывоз льда, зимний трамвайный перевоз на Неве – все это можно увидеть на экспонирующихся на выставке фотографиях Буллы 1900-1910-х годов.

Образцом официальной фотохроники являются работы Буллы: «Закладка здания Германского посольства» (1911) и «Проезд Николая II между шпалерами войск на Невском проспекте у Казанского собора в день празднования 300-летия дома Романовых» (1913).

К выставке издан каталог, в который вошло более 50 фотографий.

Пресс-служба ГМИ СПб: т. 498 05 03, e-mail: spbmuseum@mail.ru, www.spbmuseum.ru
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Горьковская


    Выставка «Посвящение Михаилу Матюшину»
    «Мда». Выставка Сергея Бондарева
    «Четвертое измерение. Анимация как изобразительное искусство: от классики до абстракции»
    «Расим Бабаев» выставка
    «Григорий Угрюмов (1764-1823)» выставка
    • 2014-10-29
    • 0
    • 5
    • Голосов: 0
    • 0

    Отзывы