Вернуться к списку

Выставка «Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826»


Описание

Выставка «Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826»

22 сентября в Михайловском замке открывается выставка художника первой половины XIX века Андрея Мартынова.
Произведения Андрея Мартынова - одна из лучших страниц в иконографии северной столицы. Выставка знакомит с творчеством этого художника, одного из самых поэтических видописцев начала XIX века. На ней будут представлены исполненные им в 1819-1820-х годах виды Петербурга и окрестностей. Работы мастера отличаются сдержанным колоритом и утонченностью живописи. Художник, великолепно владеющий рисунком, точно передает характер пейзажа и персонажей, безупречно компонуя свои произведения, наполняя их особой поэтической атмосферой.

Выставка «Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826»

Впервые на выставке зрители увидят неизвестный ранее альбом рисунков «Монгольские типы», посвященный путешествию Российского посольства графа Ю.А.Головкина к китайской границе в 1805-1806 годы. Эти графические листы имеют не только высокую художественную ценность, но и большое этнографическое значение. Детальное изображение народных костюмов и предметов быта полностью передает атмосферу жизни народов заселявших земли Монголии в XIX веке.

Выставка «Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826»

Андрей Мартынов родился в 1768 году в Петербурге. Учился в Императорской Академии художеств по классу ландшафтной живописи у Семена Щедрина. По окончании курса в 1788 году он был отправлен в Италию для совершенствования профессионального мастерства.
Вернувшись в Россию, художник предоставил в качестве отчета ряд итальянских пейзажей, в частности "Понте-Лукано" (ГРМ, 1794). Академия художеств по достоинству оценила его талант, присудив ему сначала звание назначенного, затем академика, а потом и советника Академии, но это не помогло Мартынову войти в академическую среду и продолжить академическую карьеру.

В творчестве художника определяющими стали две темы – путешествие к китайской границе и Петербург с его окрестностями. На протяжении всей его жизни они хронологически то пересекались, то сменяли друг друга, но оставались для Мартынова постоянными. В 1805 году, будучи уже зрелым и состоявшимся мастером, Мартынов отправился в путешествие с дипломатическим посольством графа Ю.А.Головкина в Китай. Эта экспедиция позволила ему, живописцу, раскрыть свое дарование акварелиста, рисовальщика, а затем и гравера. Поставленные перед ним конкретные задачи диктовали выбор техники, которая позволяла быстро, достоверно и точно фиксировать виды, делать этнографические зарисовки местных народностей, фауны и флоры. Именно этим вызвано обращение художника к акварели. Дипломатическая миссия посольства потерпела неудачу: ей не удалось выполнить свое главное назначение и добиться важных уступок для благоприятного ведения торговли. Головкин не смог получить аудиенцию у императора Юн Яня и посольский лагерь, простояв у г. Урги (ныне Улан-Батор), вернулся обратно в Россию. Однако, Мартынову, как художнику, продолжительное путешествие дало множество ярких впечатлений, огромное количество натурного материала, который затем на протяжении почти двух десятилетий использовался им в творчестве.

Вскоре после возвращения в 1808 г. Мартынов выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней он исполнил станковые акварели большого формата, издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границ». На темы путешествий были созданы и несколько живописных полотен («Вид Нижнего Новгорода» между 1810 и 1819; «Вид Байкальского озера», 1814; «Вид Казани», 1816 – все три – ГРМ: «Вид Кяхты», частное собрание и др.).

На выставке впервые экспонируется альбом «Монгольские типы» (собр. А. Г. Егорова, Москва), включающий уникальные материалы, связанные с этим путешествием и считавшиеся до недавнего времени утраченными. Альбом состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей. Несмотря на то, что его название отражает основное содержание альбома, все-таки оно достаточно условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Предположительно, он был сформирован художником уже в Петербурге и представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов, с акцентом именно на монгольской теме. Альбом отличает разнообразие жанров и техник – типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью. Для всех своих гравированных и литографированных изданий, посвященных путешествию, и станковых акварелей Мартынов впоследствии использовал рисунки из этого альбома.

Неудача дипломатической миссии лишила художника надежды на возможность издания альбома, посвященного путешествию, за счет государственных средств. Однако Мартынов в 1808 году предпринял издание гравюр с изображением народностей России и Монголии в виде отдельных листов. Из материалов путешествия художник выбрал именно типажные зарисовки, учитывая познавательный и научный интерес к изображениям подобного рода, их вполне нейтральный характер. Публикация серии совпала по времени с поступлением Мартынова на службу в Дирекцию Императорских театров. Не обладая специальными навыками декорационной живописи, он вынужден был работать, воплощая чужие замыслы, в течение тринадцати лет, т.к. эта служба давала стабильное жалованье и обеспечивала определенную финансовую независимость.

Но он искал возможности и других приложений своего профессионального мастерства, не забывая о материалах путешествия. В 1810 году Мартынову представился случай сопровождать в свите императрицу Елизавету Алексеевну на побережье Рижского залива. И в этом же году он преподнес Александру I двадцать четыре больших станковых акварели, двадцать из которых были посвящены посольству Головкина. Ожидаемой поддержки для продолжения работы художник не получил, и альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы А.Мартынова, советника Академии художеств» вышел только в 1819 г. Этот альбом. интересен не только как работа Мартынова – гравера и акварелиста, но и как Мартынова – литератора. Все изображения в нем снабжены подробными авторскими комментариями.

Получив от Дирекции Императорских театров пенсион, Мартынов вышел в отставку, сосредоточившись на работе литографа. Он был одним из первых художников, который увлекся этим новым видом печатной графики. У него была своя литографская мастерская. В 1822-1823 годах Мартынов вновь вернулся к теме путешествия, предприняв издание в технике литографии. Повторил несколько сюжетов, ранее исполненных в офорте, но на этот раз в серию вошли типажные и видовые листы. Выбор новой техники печати был обусловлен тем, что она наиболее точно передавала особенность авторской манеры рисования. Отличительной чертой серий литографий Мартынова является то, что он литографировал сам и по собственным оригиналам, отсюда и художественная целость его изданий.

Особое место в творчестве Мартынова занимают виды Петербурга и окрестностей. Его литографии тонко передают понимание петербургского пространства и атмосферы. Первые графические виды Российской столицы художник исполнил еще в 1807 году и за это время он выработал не только собственные приемы, но и свое видение, восприятие города. На выставке представлены виды Петербурга и окрестностей, исполненные Мартыновым в 1810-1820-х годах.

Экспозиция выставки познакомит с произведениями живописи и графически представленными из собрания Русского музея, Эрмитажа и частной коллекции.
Выставка организована при поддержке ОАО «Северсталь» и РосЕвроБанк.
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Невский проспект


    «Blow Up». Выставка работ Александра Кабина
    Киноплакат из собрания Русского музея
    Выставка «Неофобия»: ретроспектива проекта «Семичов–Кузьмин»
    «UN.IT – UNESCO ITALIA. Места Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии глазами итальянских фотографов»
    Григорий Потоцкий
    • 2014-09-22
    • 0
    • 5
    • Голосов: 0
    • 0

    Отзывы