Вернуться к списку

Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера


Описание

20 мая 2014 года в Зимнем дворце открывается выставка «Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера.», подготовленная Государственным Эрмитажем и Фондом Байелера, Швейцария.

Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера

Руанский собор. Западный портал и башня Св. Альбана
Утренний эффект. 1894. Холст, масло. 107 х 74. Фонд Байелера, 2014


Экспозиция представлена в залах импрессионистов, прекрасно дополняя собрание живописных произведений Клода Моне из коллекции Государственного Эрмитажа, где находится великолепное собрание ранних произведений Моне, начиная с прославленной «Дамы в саду» и двух больших монжеронских полотен. Эти «садовые» пейзажи, исполненные в Сент-Адрессе и Монжероне, невольно побуждают к сопоставлению с поздними видами Живерни.

Творчество Клода Моне (1840–1926) можно условно разделить на три периода. Ранний период простирается от первых пейзажных рисунков (1856) до первой персональной выставки в Галерее Дюран-Рюэля в 1883 году. Тогда же художник поселился в Живерни, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Следующий, центральный период знаменателен прежде всего сериями пейзажей, варьирующих один мотив: «Стога», «Поля маков», «Тополя». Последний, самый протяженный этап начинается в 1892 году изображениями Руанского собора, продолжается большой группой «Виды реки Темзы в Лондоне», а главным образом серийными изображениями созданного Моне огромного живернийского сада: «Луга», «Японский мостик», «Кувшинки».

Славу Фонду Байелера, созданному в Риене, Швейцария, в 1997 году одним из лучших галеристов ХХ века, принесли произведения импрессионистов и тех мастеров современности, чьи имена до сих пор определяют пути мирового искусства. На экспозиции представлены три картины Клода Моне, показывающие те грани его искусства, которые не отображены в коллекции Эрмитажа. Все они относятся к периоду Живерни, даже «Руанский собор», начатый в Руане (1892) и продолженный там же (1893), но законченный в условиях мастерской в Живерни (1894), когда творчество уже не нуждалось в подсказках натуры.

Общая проблема серии «Руанский собор», куда входит 30 полотен, состояла не только в последовательном отображении переходных состояний освещенности собора, но в живописном перевоплощении визуальных эффектов в «симфонические» оркестровки. Удивителен каждый нюанс. Утренние лучи уже взбежали на верхние этажи башни Альбана, пока основание собора дремлет в глубокой тени, а готические камни покорны окутывающему их воздуху.

Все позднее творчество Моне связано с Живерни. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Замечателен Большой пруд, его устройство связано с восточными традициями, деревянный мостик над ним и пышная флора рядом. «Японский мостик» из Фонда Байелера (1918–1924) написан после нескольких глубоко драматических событий: смерть жены, инфаркт старшего сына: ухудшение зрения. Но летом 1914 года, вопреки всем невзгодам, он снова принялся писать, находя в работе лучшее лекарство и забвение. Связь с натурой становится слишком хрупкой. Это даже и не пейзаж в привычном смысле слова и не просто фантазия на привычную тему, а выражение священного трепета перед лицом вечно живой зеленой стихии. Ритмика такого трепета и составляет смысл работы.

Главная тема живописи старого художника – «Кувшинки». Он пишет их снова и снова, не думая о предназначении своих панно. Со временем возникла идея поместить их в корпус Оранжери в садах Тюильри. Не все они «пригодились», а те, что остались, до середины ХХ века были неизвестны. Обобщенность цветовых пятен в поздних «Кувшинках» (1914-17) исключительно велика: голубая вода и зеленый массив листьев, ничего больше. Но важно помнить, что обобщения Моне внушены его пантеистическим отношением к вечно прекрасной природе, благоговением перед животворностью водной среды и растительного мира.

Куратор выставки – Альберт Григорьевич Костеневич, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014), автор которого А.Г. Костеневич.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Тел. (812) 710-9510; Fax: (812) 312 1567
e-mail: pr@hermitage.ru; press@hermitage.ru
www.hermitagemuseum.org
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Адмиралтейская


    При Дворе российских императоров
    Высочайшего двора служители
    Лунный свет – 2
    Геннадий Мызников
    Русские монархи. Династия Романовых
    • 2014-05-21
    • 0
    • 5
    • Голосов: 1
    • 0

    Отзывы