Вернуться к списку

«Первая колея на Луне» Выставка


Описание

4 октября 2016 года в 12.00 в Петропавловской крепости, в Музее космонавтики и ракетной техники (Иоанновский равелин) в рамках Всемирной недели космоса открывается выставка «Первая колея на Луне», приуроченная к юбилею основоположника космического транспортного машиностроения, конструктора отечественных планетоходов Александра Леонидовича Кемурджиана. На открытии выставки будет присутствовать Владимир Александрович Кемурджиан, сын А. Л. Кемурджиана


В этот же день после открытия выставки в 14.00 состоится совместная конференция СПб отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерация космонавтики России и Северо-Западной региональной общественной организации «Ветераны космических войск». Конференция посвящена 59-ой годовщине запуска первого ИСЗ и 95-летию А. Л. Кемурджиана. Программа конференции прилагается.


А. Л. Кемурджиан (4.10.1921, Владикавказ – 24.02.2003, Петербург) детство и юношеские годы провел в Баку. В 1940 году поступил в МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1942 году добровольцем ушел на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, в форсировании Днепра, Вислы, Десны и Одера.


После демобилизации продолжил учебу в МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1951 году получил диплом с отличием и был направлен на работу во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш) в Ленинграде.


Занимался исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию.


С 1959 года возглавлял отдел новых принципов передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.


В 1963 году А. Л. Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Лунохода», а в 1969 году — заместителем директора, главным конструктором института. Под руководством А. Л. Кемурджиана во ВНИИТрансмаш сложился коллектив, работающий по космической тематике, сформировалось новое направление — космическое транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.


Основными вехами в деятельности этого коллектива являлись: создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов — «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры. При этом отличительной чертой школы А. Л. Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на искусственном полигоне ВНИИТрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии. В 1971 году А. Л. Кемурджиан защитил докторскую диссертацию по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации «Лунохода-1».


А. Л. Кемурджан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 года был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки был создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.


А. Л. Кемурджиан — автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий, член Федерации космонавтики России, действительный член Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, член Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), член-корреспондент Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).


В 1997 году решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993.
На выставке в Петропавловской крепости представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, из архивов ОАО «ВНИИТрансмаш» и семьи Кемурджиан: фотографии, документы, блок колёс самоходного автоматического шасси «Лунохода-1» и «Лунохода-2», прибор оценки проходимости ПрОП-М (первый в мире марсоход доставленный на Марс советской космической станцией «Марс-3»), личные вещи Александра Леоновича и другие свидетельства истории освоения планет Солнечной системы (космические вымпелы из коллекции Г. А. Плискина).


Информация

  • Место проведения

    Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко (Государственный музей истории Санкт-Петербурга)

  • Дата

    с 04.10.2016
    по 15.11.2016

  • Стоимость билетов

    150 руб.

    6+

  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью


Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Петропавловская крепость

  • Официальный сайт

    www.spbmuseum.ru


Как добраться?

  • Метро

    Горьковская


На карте


«Снимается кино!» Выставка
Зона освоения. Выставка современного уральского искусства
Скульптура базилики Сен-Дени. Фотовыставка Жана-Кристофа Балло
Выставка Айвазовского в Русском Музее. К 200-летию со дня рождения
Выставка "Сюрреализм в Каталонии". Сальвадор Дали в Эрмитаже.
  • 2016-10-03
  • 0
  • 5
  • Голосов: 1
  • 0

Отзывы