Вернуться к списку

Скульптура базилики Сен-Дени. Фотовыставка Жана-Кристофа Балло


Описание

27 сентября 2016 года в 16.00 в Петропавловской крепости в здании Великокняжеской усыпальницы открывается выставка французского фотографа Жана Кристофа Балло, посвященная усыпальнице французских королей в Сен-Дени, в пригороде Парижа. Она организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Центром национальных памятников Франции в рамках двустороннего соглашения о сотрудничестве, подписанного по итогам Санкт-Петербургского международного культурного форума 2015 года.


На открытии выставки будут присутствовать фотограф Жан Кристоф Балло и директор базилики Сен-Дени Серж Сантос. В этот же день в 17.00 в конференц-зале Петропавловской крепости (Иоанновский равелин) Серж Сантос прочитает лекцию «Базилика Сен-Дени – некрополь французских королей». Вход на лекцию свободный.


Центр национальных памятников Франции — ассоциация, объединяющая 100 археологических, архитектурных, исторических памятников на территории Франции. Базилика Сен-Дени входит в ее состав.


Базилика Сен-Дени – уникальный историко-архитектурный памятник и национальная святыня французского народа – возведена на месте захоронения первого епископа Парижа и небесного покровителя Франции святого Дионисия, принявшего мученическую смерть около 250 года. Он был обезглавлен римлянами на холме Монмартр и, согласно легенде, взяв в руки свою отрубленную голову, прошел несколько километров и упал на месте, где сейчас находится Сен-Дени, названный в его честь. В V веке по благословлению святой Женевьевы на этом месте была возведена первая церковь. В VII веке король из династии Меровингов Дагоберт I основал здесь монастырь. Аббатство и главная монастырская церковь неоднократно перестраивались.


На протяжении нескольких столетий аббатство Сен-Дени являлось политическим, духовным и культурным центром Франции. Особого расцвета оно достигло в XII веке при аббате Сугерии, который был советником королей Людовика VI и Людовика VII, и даже регентом Франции на время пребывания короля во Втором Крестовом походе. Под его руководством были проведены серьезные работы по реконструкции древней базилики. Возведенный им новый храм стал первым образцом и своеобразным манифестом готического стиля в европейской архитектуре. В это же время базилика Сен-Дени получила официальный статус усыпальницы французских королей и стала хранилищем королевских реликвий. Хотя многих французских королей хоронили здесь задолго до XII века. Например, первой монаршей особой, похороненной здесь во второй половине VI века была королева Арнегунда, жена Хлотаря I, а первым королем, погребенным в аббатстве в 639 году, был Дагоберт I.


В XIII веке при Людовике IX Святом в базилику Сен-Дени был перенесен прах многих его предшественников и членов их семей, похороненных в других местах. Он же в 1265 году заказал 16 надгробных каменных скульптур.


В результате в королевском некрополе в базилике Сен-Дени нашли упокоение короли и королевы из династий Меровингов, Каролингов, Капетингов, Валуа, Бурбонов, принцы и принцессы, а также некоторые знатные люди государства.


В 1793 году во время Великой Французской революции усыпальница Сен-Дени подверглась разграблению. Тела усопших монархов были эксгумированы, выброшены в общую яму, облиты известью и сожжены. Большую часть королевских надгробий удалось сохранить, благодаря историку, археологу Александру Ленуару, работавшему в созданной Конвентом Комиссии искусств. Статуи Сен-Дени были сначала отправлены в хранилище комиссии, а затем переданы в Музей французских памятников для образовательных целей.


В 1806 году по приказу Наполеона I в здании базилики снова была открыта церковь. Функция усыпальницы французских монархов была возвращена аббатству Сен-Дени при Людовике XVIII: королевские останки были собраны в «братской могиле» и помещены в оссуарий в крипте базилики, в собор вернулись и были установлены в хронологическом порядке уникальные надгробные памятники. Также здесь захоронили тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, найденные на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии Людовик XVIII и члены его семьи были погребены в базилике.


На протяжении всего XIX века в соборе велись восстановительные работы. Под руководством знаменитого архитектора Эжена Виоле-ле-Дюка были отреставрированы фасады и внутреннее убранство храма, проведена реорганизация королевских захоронений (гробницы были размещены в том порядке, в котором находятся по сей день).


Сегодня в базилике Сен-Дени можно увидеть более 70 традиционных надгробий со скульптурами, изображающими монархов в лежачем положении и с открытыми глазами в ожидании Воскресения. Среди них есть статуи, заказанные Людовиком Святым, и более поздние образцы. Созданные на протяжении нескольких столетий скульптуры отличаются стилистически и демонстрируют особенности погребальной культуры своего времени. Они дают представление о том, как выглядели, во что одевались французские монархи.


Другой тип памятников в базилике Сен-Дени представляют три мавзолея: Людовика XII и Анны Бретонской; Франциска I, Клод Французской и их троих детей; Генриха II и Екатерины Медичи. Это впечатляющие архитектурно-скульптурные сооружения из мрамора. Они состоят из двух ярусов, где внизу предельно натуралистично изображены нагие тела умерших монархов, а вверху их коленопреклоненные статуи в молитвенных позах. В композиции мавзолеев включены статуи святых, символические фигуры добродетелей, барельефы, запечатлевшие знаменательные события в жизни государства, во время правления усопшего монарха.


Такие же коленопреклоненные фигуры изображают Людовика XVI и Марию Антуанетту (статуи, заказанные Людовиком XVIII, были завершены в 1830-х годах).


Все эти памятники составляют уникальный комплекс мемориальной скульптуры XIII — начала XIX веков, который является одним из крупнейших в мире.
На выставке в Петропавловской крепости представлена серия художественных фотографий Жана Кристофа Балло, запечатлевшая скульптурные надгробия Сен-Дени. Работы фотографа передают удивительную метафизическую атмосферу храма, пропитанную духом многовековой истории Франции.


Всего демонстрируется около 40 черно-белых фотографий. Это панорамные снимки интерьера собора с гробницами и увеличенные фрагменты надгробных памятников. В своих работах фотограф часто акцентирует внимание на деталях: лицах, жестах, аксессуарах, символических фигурках животных, изображенных в ногах усопших (собак, львов) и т.д., экспериментирует с игрой света и тени.


Информация

  • Место проведения

    Петропавловская крепость в здании Великокняжеской усыпальницы

  • Дата

    с 27.09.2016
    по 04.12.2016

  • Стоимость билетов

    450 руб.

    6+

  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью


Контакты

  • Адрес

    Петропавловская крепость

  • Официальный сайт

    www.spbmuseum.ru


Как добраться?

  • Метро

    Горьковская

  • Как добраться

    Доехать до станции метро "Горьковская", далее по Александровскому парку вдоль Каменноостровского проспекта в сторону Невы, потом через Иоанновский мост на территорию Петропавловской крепости
    Наземный общественный транспорт:
    Трамвай № 6, 40
    Автобус № 46
    Маршрутное такси № 46, 76, 183, 223

На карте


Выставка Айвазовского в Русском Музее. К 200-летию со дня рождения
Выставка "Сюрреализм в Каталонии". Сальвадор Дали в Эрмитаже.
Эдуард Мане «Олимпия». Тема и вариации. Выставка
Питер Пауль Рубенс. Воскресение Христа. Выставка
Йоханнес Вермеер. Географ. Выставка
  • 2016-09-24
  • 0
  • 5
  • Голосов: 0
  • 0

Отзывы