Вернуться к списку

Во всех ты, душенька, нарядах хороша...


Описание

5 марта в корпусе Бенуа Русского музея открывается уникальная выставка, праздничного народного костюма жительниц европейской России XVIII – XX веков. Около 500 произведений из собрания Русского музея - большинство экспонируется впервые - рассказывают о народном костюме как феномене отечественной художественной культуры.
Название выставки «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» - знакомое всем по эпиграфу к пушкинской повести «Барышня-крестьянка» (строчка из поэмы И. Богдановича «Душенька»), наиболее полно отражает красоту женской праздничной одежды. Понятие «народный костюм» включает большой пласт городской, посадской и крестьянской культуры России.
Русский музей обладает одной из самых крупных и значительных коллекций в России - более пяти тысяч произведений. По своему составу она сопоставима с собраниями Российского Этнографического музея и Государственного Исторического музея. История ее начинается в 1937 – 1938 годах, когда Русскому музею были переданы коллекции ликвидированных петербургских музеев: Художественно-промышленного музея императорского общества поощрения художеств, Музея Центрального училища технического рисования им. А.Л.Штиглица, Кустарного музея, Музея Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны. Экспонаты этих музеев собирались любителями народного искусства (среди которых известный собиратель, исследователь древнерусского и народного искусства В.А.Прохоров, писатель, секретарь Общества поощрения художеств Д.В.Григорович, вице-президент Императорской Академии художеств, граф Ю. И. Стенбок-Фермор представители семьи Половцовых и др.) с середины XIX века, и с 1870-х годов стали широко известны и популярны в Петербурге.
В Русском музее эти коллекции оказались поделенными между отделами прикладного искусства и народных художественных ремесел (с 1950 года — отдел народного искусства). Одежды из фабричных шелковых и парчовых тканей стали предметом исследования как искусство мануфактурных производств, а кокошники и венцы изучались как образцы вышивки с древними языческими мотивами. Как единый комплекс традиционной одежды произведения в то время не рассматривались.
В течение нескольких десятилетий (с конца 1950-х по 1991 гг.) сотрудники отдела народного искусства каждый год ездили в экспедиции для сбора экспонатов. Были собраны целые комплексы крестьянской одежды с сарафаном и с поневой, включавшие головные уборы с золотошвейными кокошниками, сороками, бисерными ряснами и затылочными украшениями. В коллекции музея находятся праздничные костюмы Архангельской, Вологодской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Пензенской, Нижегородской губерний XIX-XX веков. Эти экспонаты, в количестве не более четырех-десяти периодически входили в состав разных выставок.
В 2006 году фонды пополнились благодаря большому любителю народного костюма В. А. Лопатиной, от которой поступило более двадцати комплексов воронежского костюма — женского и мужского. Приобретение этой уникальной коллекции стало возможным при поддержке акционерной финансовой корпорации «Система».
К сожалению, полных комплексов народной одежды сохранилось немного. Поэтому, в процессе подготовки выставки, авторы старались подбирать детали костюма, исходя из стилистического единства предметов и их хронологической близости.
Открытию выставки предшествовали несколько лет кропотливой исследовательской работы целого коллектива научных сотрудников и реставраторов. Экспозиция демонстрирует 50 комплексов традиционной одежды. Среди них городской и посадский праздничный костюм, принадлежавший, главным образом, купчихам и мещанкам — сарафаны, душегреи, шугаи, сшитые из дорогих тканей фабричного производства — парчи, штофа, шелка и украшенные золотным кружевом и широким позументом, филигранными пуговицами. Свадебными, праздничными или обрядовыми костюмами представлены крестьянские одежды Русского Севера. Они показывают разные этапы древнего обряда: сватовство, знакомство с будущей родней, венчание, «большой наряд» первых дней замужества. Эти сарафаны и душегреи выполнены из тканей домашнего и фабричного производства, украшены ткачеством, вышивкой, кружевом. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма (распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха). Отдельного рассмотрения заслуживают платки и шали, выполненные на текстильных мануфактурах России, а также обувь, изготовленная в провинции. Сафьяновые сапожки и туфли, шитые золотом, вязаная на спицах обувь показаны на выставке впервые.
Старинный народный костюм включал в себя немало составляющих его частей, практически непонятных современному человеку и по названию, и по предназначению: сарафан-набойник, рубаха-покосница, шушпан, кичка. Так, например, важной частью праздничного комплекса являлась понева (подобие юбки). Ее можно увидеть в крестьянских костюмах средней и южной России – Тульской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерний. Носили костюм с поневой долгое время, вышел он из употребления только в конце XIX века.
Народный праздничный наряд долгое время сохранялся владелицами, передавался другим поколениям и являлся не только эталоном красоты, но даже - своеобразным символом. Так в семьях хранился как память, широкий шерстяной красный пояс, который в годы Великой Отечественной войны жены давали мужьям на фронт - в качестве оберега. И еще в восьмидесятые годы XX века он служил обязательным свадебным атрибутом – его повязывали «дружке».
Важны и интересны украшения и дополнения народного костюма. Их носили в ушах и на висках, на шее, груди, спине, на поясе, на руках, в косе. В народных украшениях редко применялись драгоценные камни и металлы, но фантазия и умение применять разнообразные материалы и декоративность делают их поистине драгоценной частью костюма. Любимыми украшениями были серьги и ожерелья из речного жемчуга и бисера, янтарные бусы.

Выставку дополняют живописные произведения Д. Левицкого, М. Нестерова, К. Маковского, Е. Поленовой и др. В русской портретной и жанровой живописи можно найти немало изображений женщин в народных костюмах, драгоценных уборах и платках, жемчужных украшениях. Имена героинь (кроме А. Д. Левицкой - дочери художника), вероятно, навсегда останутся тайной, но зато по покрою одежды, форме головных уборов, по узору на шитом золотом платке можно определить, в какой части России они жили, к какой социальной среде относились.
К выставке издан каталог на русском и английском языках, в котором, вопреки давней традиции показывать вещи на манекенах, старинные нарядные одежды демонстрируют сотрудники Русского музея и студенты художественных учебных заведений – ценители народного искусства.
Выставка организована при финансовой поддержке Акционерной финансовой корпорации «Система»
Пресс-служба РМ
Тел/факс 347-87-21
e-mail: press@rusmuseum.ru
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Невский проспект


    Другое искусство 1960-х - 1980-х
    Туристические фотографии итальянских фотографов XIX века
    Британское серебро времен королевы Виктории
    Владимира Яшке. Персональный Рай
    Романовы в Петербурге
    • 2014-04-11
    • 0
    • 5
    • Голосов: 0
    • 0

    Отзывы