Вернуться к списку

Владимира Яшке. Персональный Рай


Описание

11 декабря в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка Владимира Яшке — легендарного художника неофициального искусства Петербурга (Ленинграда). Это первая персональная выставка в Русском музее, приуроченная к 65-летию автора, представляющая наиболее полный творческий портрет художника. На экспозиции демонстрируется около 100 произведений из собрания Русского музея, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Это - программные живописные холсты всего периода творчества, а также пастели, графика, трафареты.
Владимир Евгеньевич Яшке родился в 1948 году во Владивостоке в семье потомственного морского офицера. Почти все детство провел с отцом на корабле в Петропавловске-Камчатском и, казалось бы, мог стать моряком. Но совсем юный Яшке всерьез увлекся рисованием. Как говорит сам художник, «первые студии были флотские». Потом он жил в Севастополе, где провел юность и учился в детской художественной школе. Севастополь сам автор считает своей духовной родиной, он повлиял на развитие многолетней морской, матросской темы в его творчестве. Яшке много раз обращался к изображению этого города, на выставке можно увидеть и его ранние «севастопольские» эскизы.
В 1966-1973 годах Яшке заочно учился в Московском полиграфическом институте. Тогда же странствовал по горам и пещерам Крыма. Сама природа юга — рельеф, скалы, море, небо, повлияла на особую солнечную тональность живописи Яшке. В это время появляются сезаннистские пейзажи гор и бухт («Александровский равелин. Севастополь», 1968г.), он овладевает приемами импрессионистов.
В 1976 году Владимир Яшке перебрался в Ленинград. В 1977 он вступает в молодежную секцию Ленинградского отделения Союза художников (графика). С 1978 года начинает выставляться. Ему оказалось близко искусство независимых, неофициальных художников. В 1985-м году Яшке присоединился к группе «Митьки», участники которой дали ему прозвище «дедушка». И не случайно — Яшке был не только самым старшим из них, но и оказался настоящей находкой, так как его творческие мотивы и образ мыслей полностью совпадали с идеями «Митьков». Все 90- е годы Яшке оставался одним из самых ярких персонажей этого знаменитого творческого движения. Он принял участие в большинстве выставок «Митьков». Вошел в «Товарищество экспериментального изобразительного искусства» - самое крупное объединение художников питерского андеграунда. В это время сформировался круг его «фирменных» тем. Он чаще обращается к примитивизму, фольклору, сказительству. Его живопись стала более сложной, раскрепощенной, темпераментной. Как было свойственно всем «Митькам», он пишет названия или свои комментарии прямо на картинах. В этом обществе художник нашел поддержку своего творчества, свою аудиторию, начался его мощный взлет. Но Яшке так и не слился с «Митьками», сохранив свой индивидуальный стиль. Он стал узнаваем и ярок сам по себе. В 1990-х Яшке работает в собственной мастерской в знаменитом сквоте на Пушкинской, 10, где в это время сконцентрировались независимые умы и таланты.
Все картины Яшке тесно переплетены с его биографией. Любимые темы автора - южные пляжи, залитые солнцем, сценки в кафе, городские улицы, случайные прохожие, портреты девушек — это и воспоминания, и грезы, и реалии сегодняшней жизни. Все эти сюжеты многократно варьируются. Пейзажи, портреты, натюрморты написаны густым слоем масла, сочными яркими красками, крупными мазками, с богатой, физически ощущаемой фактурой, перенасыщены деталями — так художник стремится передать ощущение жизненного изобилия, щедрости, бурного цветения и радости жизни. Счастье, радость - сквозная тема всего творчества мастера.
Яшке создает свою мифологию или «персональный рай» - веселый, пестрый мир, полный беззаботности, романтики и юмора. Главный персонаж этого «рая» - Зинаида Морковкина. Загадочная муза автора, роковая красотка, рыжая, веселая, чуть вульгарная. Реальная или нет, эта героиня появилась в работах ленинградского периода. В поэтике Яшке она - воплощение женственности, универсальный образ мужских грез. Она изображается в компании матросов, сидящей на стуле в интерьере или лежащей на диване, вся в кружевах, бантах, иногда ню. Многоликая в своих проявлениях, непознанная, недосягаемая, но всегда желанная Зинаида — символ зыбкости земной красоты. Яшке часто рассуждает о бренности бытия, мимолетности жизни, которая дается лишь раз, и потому не устает восхищаться миром, спешит запечатлеть прекрасное мгновение.
Вольные странствия, свободный дух изображены в картине «Цыгане кочуют» (1989-1990), представленной на выставке. Городские пейзажи Ленинграда-Петербурга определяются адресами обитания художника — воспетая городским фольклором Лиговка, фабричная Боровая, окрестности Владимирского собора. Здесь автор выступает с позиции прохожего, наблюдающего за «миром, проплывающим мимо». Яшке показывает стихию толпы, растворяющую, перемалывающую человека. Лица прохожих стерты, смазаны силуэты, словно автор вглядывается в поток фигур без очков, пытаясь найти знакомого человека. Но есть и совсем другие пейзажи - вид из окна или даже форточки («Трамвай на Лиговке», 1980-е, «Красный трамвай», 1996).
Внутри своего стиля Яшке очень разный: источники его вдохновения находятся одновременно в примитивистском искусстве, лубке, французском постимпрессионизме. Он делает стилизации в духе китайской живописи и японской гравюры («Китайский поэт Ли Бо», 2005, «Подруга Ли Бо», 2005). Любит смешивать разные культурные традиции: пишет натюрморты, похожие одновременно на вывеску и восточный свиток, в европейские жанры вводит элементы калиграфии, сплетает узоры из букв. Он придумал себе подпись-бабочку, напоминающую именную печать восточных мудрецов.
Яшке занимался разными видами графики: создавал гравюры сухой иглой, линогравюры, рисовал шариковой ручкой, фломастерами, карандашами и пастелью. Особенно его увлекала трафаретная печать. Некоторые образцы этих работ вошли в экспозицию.
За свой долгий творческий путь Владимир Яшке принял участие в многочисленных выставках, провел около 20 персональных показов, его работы хранятся в Государственном Русском музее, Центральном выставочном зале «Манеж», Государственном музее «Царскосельская коллекция», Музее нонконформистского искусства, Ярославском художественном музее, Севастопольской галерее и других, а также находятся во многих частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, США, Канады.
Владимир Яшке не только художник, но и самобытный поэт, издавший несколько сборников стихов. Он проиллюстрировал десять книг. Сейчас живет в Петербурге и продолжает творить в своей неповторимой манере.

Выставка организована при финансовой поддержке Акционерной финансовой корпорации "Система"
  • [/xfgiven_datebeginning]

    Как добраться?

    • Метро

      Невский проспект


    Романовы в Петербурге
    «Золотое детство… дворянское баловство»
    От Пера до компьютера
    Выставка Геннадия Правдина «Русь Соловецкая»
    Выставка «Архитектурный дизайн Александра Петрова»
    • 2014-04-11
    • 0
    • 5
    • Голосов: 1
    • 0

    Отзывы