Вернуться к списку

«Не затупится наш ”Боевой карандаш”...»


Описание

«Не затупится наш ”Боевой карандаш”...»

16 июля 2015 года в 16.00 в особняке Румянцева (вход с Английской наб., 44) открывается выставка «Не затупится наш «Боевой карандаш»…», представляющая 70 плакатов ленинградского творческого коллектива «Боевой карандаш», посвященных разным темам: от внешней политики и охраны окружающей среды до простых бытовых проблем совестких граждан.


Коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга насчитывает около двух тысяч сатирических плакатов творческого объединения ленинградских графиков и поэтов «Боевой карандаш». Их большая часть была подарена музею редакцией «Боевого карандаша», самими авторами плакатов и их наследниками в 1950-1990-х годах.


Свою историю «Боевой карандаш» начал в декабре 1939 года – во время Советско-Финляндской войны. Ленинградские художники решили поддержать боевой дух наших солдат. Название «Карандаш» возникло по одноименной стенгазете графической секции Союза художников. Вспомнили стихи Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». К карандашу пририсовали винтовку, так появились эмблема и название «Боевой карандаш».


После небольшой паузы, художники «Боевого карандаша» вновь собрались в начале Великой Отечественной войны. Всю блокаду, несмотря на тяжелейшие условия, художники не прекращали выпускать боевые плакаты, которые так нужны были не только городу, но и на передовой. Небольшие по размеру, яркие, образные листы призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, славили подвиги героев фронта, поднимали боевой настрой.


В мае 1945 года коллектив художников и поэтов был распущен на 11 лет. Считалось, что в мирное время сатира не нужна. Но в 1956 году состоялось третье, и последнее, рождение «Боевого карандаша». В 1990 году он закрылся уже навсегда.
В «Боевом карандаше» всегда выпускали не столько агитационные плакаты, сколько сатирическо-юмористические листы, близкие по духу и форме лубочным картинкам, поэтому рисунок почти всегда сопровождался хлестким лаконичным стихом. Острая сатира на злобу дня была главной задачей художников – «карандашистов». Эти традиции сохранились и в плакатах послевоенного времени.


Выставка в особняке Румянцева знакомит с последним, но продолжительным и плодотворным периодом деятельности творческого коллектива «Боевой карандаш» - 1950-е -1970 –е годы. В это время в нем работали такие замечательные художники, как В. А. Гальба, В. И. Кюннап, М. Б. Мазрухо, Д. Г. Обозненко, В. А. Травин, В. М. Меньшиков, Ж. В. Ефимовский, Б. С. Иванов, Ф. Ф. Нелюбин, В. И. Боковня, и другие.


Творчество «Боевого карандаша» того времени удивительным образом созвучно сегодняшнему дню. Плакаты, представленные на выставке, освещают темы внешней политики: «А он – не слушает ООН» (Ф. Ф. Нелюбин, В. Н. Суслов, 1978), «КаНАТОходцы» (М. Б. Мазрухо, Д. Г. Толмачев, 1959), «За кабинет министров без коммунистов…» (Ж. В.Ефимовский, В. М. Хочинский, 1978); социальные проблемы: «Дотянем до пенсии!» (худ. Ю. В. Трунев, В. Н. Суслов, 1978), «Будем здоровы!» (М. Б. Мазрухо, С. А. Смирновский (Смирнов), 1978); вопросы защиты окружающей среды: «Следы браконьера» (В. А. Гальба (Гальберштадт), В. А. Шумилин, 1978), «Не волнуйтесь – природу охраняем!..» (Б.М. Семенов, Е. С. Ефимовский, 1979); проблемы воспитания молодого поколения: «Сказ про мать и про отца, «воспитавших» молодца» (В. В. Дубяго, С. А. Смирновский (Смирнов), 1977), «Вырасту – отдам!» (Б. С. Иванов, В. П. Алексеев, 1978).


Пресс-служба ГМИ СПб: т. 498 05 03, e-mail:spbmuseum@mail.ru, www.spbmuseum.ru
Телефон для справок в особняке Румянцева: 571 75 44

  • [/xfgiven_datebeginning]
    Жерар Юфера. «Материя грез»
    «Герои Советского союза. 25 портретов из собрания ГМИ СПб» Выставка
    «Цвет. Природа. Движение»
    «Свобода в объективе». Классики советской фотографии
    Выставка «Палитра лета»
    • 2015-07-21
    • 0
    • 5
    • Голосов: 1
    • 0

    Отзывы